Вы член Божьей семьи. Вы были очищены той же кровью, возрождены тем же Духом. Вы гражданин того же города, раб того же Господина, читатель того же Священного Писания, веруете в того же Бога. В вас безмолвно пребывает то же присутствие, что и в них.
Поэтому вы преданы им, и они вам. Они ваши братья, сестры, отцы, матери и дети в Боге. Любите ли вы их, или не любите, вы принадлежите им. Вы имеете обязанности по отношению к ним, и эти обязанности должны исполняться в любви. Пока вы живете на земле, вы их должник. Сделали ли они для вас много или мало – неважно, Христос сделал все. Он требует, чтобы ваш долг перед Ним был перенесен на вашу новую семью.
В преданности есть устойчивость. Необходимость делать выбор слишком часто создает излишнюю озабоченность и напряженность в человеческой жизни. И есть области, в которых Бог не дает нам права выбора. Не потому, что желает поработить нас, но чтобы избавить от суеты и освободить наше время и силы исключительно для выборов творческого порядка.
Нам не позволено выбирать своих братьев и сестер; нам не дано самим решать, будем ли мы им преданы или нет. Они принадлежат нам, а мы им. Мы не имеем выбора любить или не любить их, заботиться ли, быть ли ответственными за них. Мы можем не выполнить наше обязательство и не слушаться Христа. Но непослушание не отменяет нашего долга. Долг этот будет сопровождать нас до конца нашей жизни.
Вы преданы всем вашим новым братьям и сестрам. В то же время некоторые из них будут вас привлекать, другие отталкивать. С некоторыми вы мгновенно ощутите близость, испытаете в их присутствии непринужденную теплоту и радушие. Иные покажутся вам отталкивающими, и вы станете избегать их. Другие будут вас раздражать, третьи не станут вызывать у вас ничего кроме скуки.
Но вы не должны ограничивать свои отношения только теми, кто вам мил. Следует распространить свою преданность и на чудаков и на находящихся на краю сумасшествия отщепенцев. И, конечно же, на христиан, по отношению к которым вы настроены критически. Вы ведь тоже принадлежите к тем самым людям, со взглядами которых вы не соглашаетесь.
Там, где взаимное тяготение основано на привлекательности, оно так же временно, как и сама привлекательность. Это на самом деле вовсе и не преданность. Взаимоотношения, построенные на взаимной привлекательности, неустойчивы. Зная это, члены такого содружества все время стараются нравиться друг другу. Ведь как только они перестанут быть привлекательными, им грозит потерять людей, которые для них чем-то важны. Такие связи не могут служить убежищем, где можно укрыться. Напротив, они становятся источником беспокойства и напряжения.
Женские журналы 60-х годов поддерживали точку зрения на первостепенную ценность привлекательности в супружестве. Женам советовали, прибрав днем дом, с наступлением вечера играть роль манящей сирены. Чтобы удерживать симпатии мужа, рекомендовалось выслушивать его жалобы, снимать ему туфли, развязывать галстук. Подавая при свечах бифштекс с вином, жене следовало позаботиться, чтобы дети не мешали мужу наслаждаться звучащей в комнате тихой музыкой. Моделью идеальной жены в 60-х годах была японская гейша. Как антитеза такой позиции возникло движение за освобождение женщины.
В защиту взаимоотношений, построенных на привлекательности можно сказать, однако, что они заставляют людей быть приветливыми друг с другом. Мы любим приветливость и, зная это, хорошие гостиницы привлекают клиентов подчеркнутой вежливостью персонала к гостям. Также ведут себя продавцы в некоторых дорогих магазинах. Они делают вид, что покупатель всегда прав, и такой подход располагает богатых и суетливых людей легко швыряться деньгами.
Но в жизни есть и лучшие пути, приводящие людей ко взаимной приветливости. Если я к вам добр (или привлекателен для вас) только потому, что хочу, чтобы вы продолжали любить меня, или потому, что хочу сохранить вас как своего клиента, моя доброта – лицемерна. Нужно, чтобы нас окружала истинная, а не коммерческая или деланная доброта. Нам нужна доброта, с любовью основанная на подлинной преданности.
Она нужна вам лично. В этом мире вы жаждете обрести людей, которые всегда вас примут и будут заботиться о вас, несмотря на то, привлекательны вы или нет. Если вы согрешите, они могут вас обличить и даже потребуют раскаяния. Но они никогда не откажутся от вас, не покинут вас и не перестанут заботиться о вас. Их преданность основана не на их восхищении вами, но на почве более прочной – на личности и деле Христа.
Поэтому, когда Христос требует, чтобы вы приняли на себя ответственность по отношению к людям, которые может быть вам и не очень по душе, Он, на самом деле, оказывает вам одолжение. Он настаивает, чтобы вы способствовали созданию того климата, в котором сами нуждаетесь. Он призывает к созданию сообщества, члены которого никогда не бросают один другого в беде.
Но где оно, спросите вы, такое общество?
Оно уже существует, и вы часть его, Бог не заставляет нас начинать с нуля и строить такое содружество на пустом месте. Общество святых, связанных вместе кровью, водой, духовной жизнью и силой Божьей уже существует. Тот факт, что члены его иногда не исполняют своих обязанностей, не угрожает его существованию. Сообщество христианское, церковная семья сохраняется. И на ваши отношения с ней Бог смотрит чрезвычайно серьезно.