Истинное христианское общение, таким образом, является продуктом восстановленных взаимоотношений с Богом. Оно возникает естественно и самопроизвольно тогда, когда у меня установлены здоровые взаимоотношения с Богом. Если же вы или я не можем наладить общение, неудача, как чувствительный барометр, показывает что один из нас или оба мы не в ладах с Богом.
Если, однако, у вас не получается с кем-то дружбы, не обязательно мчаться в свою комнату и погружаться в молитву. Решение может быть найдено более простым способом. Если я должен вам что-то простить, нет нужды молиться и ждать от Бога указаний, что именно следует делать. Надо простить. И все. Даже молиться о силе, чтобы простить, может оказаться скрытым поводом для промедления в вопросе прощения.
Правила поддержания христианского общения просты, но суровы. Вы найдете их в нескольких местах Нового Завета, в основном в послании Филиппийцам.
«Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию…»
(Филиппийцам 2:3-4).
Что побуждает вас принимать участие в деятельности вашей христианской группы? Руководитесь ли вы чувством конкуренции или желанием завоевать одобрение других? Сначала вы к этому не стремились. Соблазны пришли со временем когда вы увидели, что заняли какое-то положение в вашей церкви или в христианской группе. Любопрение – это слово, означающее стремление настаивать на своем только потому, что вам не нравится кто-то другой. Ваше предложение может быть правильным само по себе. Но что заставляет вас настаивать на этом так упорно? Может быть вас раздражает Джо, и вы боитесь, что он с вами не согласится? Или вы настаиваете на своем потому, что у Мэри есть склонность ставить свои желания выше других?
«Ничего не делайте по любопрению…». Идеи Джо и Мэри могут быть ложными, и их поведение неуместным. Но бороться с ними их же средствами, значит разрушать общение. Вы не должны бороться с ними вообще. Истинный враг сеет разногласия между нами. Чтобы бороться с ним, начните с искоренения неприязни по отношению к Джо и Мэри. Сделав это, спросите Бога, действительно ли Его воля состоит и в том, что вы полагали, как велит Его воля? Если да, то Бог, может 6ыть, потребует, чтобы вы твердо держались своих идей. Но никогда не цепляйтесь за свои идеи только на основе ваших чувств к Джо или Мэри.
Понимаю: такое легче написать, чем исполнить. Вы, может быть, скажете, что к Джо и Мэри невозможно относиться иначе. Это не верно. Трудно, но не невозможно. Бог никогда не предлагает человеку неразрешимых задач.
Борьба с вашей неприязнью по отношению к Джо и Мэри причиняет вам боль. Вам будет легче пожертвовать своим чувством неприязни, если вы осознаете, что Джо и Мэри имеют свои слабости, свой комплекс неполноценности, к которым нужно проявлять сострадание, а не неприязнь. Поможет вам также сознание того, что Бог нежно заботится о Джо и Мэри, несмотря на те их черты, которые вас отталкивают.
Поэтому возложите ваше чувство неприязни на алтарь и принесите в жертву хвалы Богу. И всякий раз, когда вас порадует очередная ваша «победа» над Джо и Мэри, относите это чувство на тот же алтарь и поступайте с ним так же как в первый раз. Безжалостно. Быстро. Решительно.
Оставайтесь при своем мнении, если вы убеждены в нем, но не мучьте при этом других. Если кому-то нравятся идеи Джо и Мэри, не раздражайтесь. Будьте дружелюбным инакомыслящим, который умеет расходиться во взглядах с другими, сохраняя вежливость и благодушие.
Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию. Не старайтесь вызвать восхищение у других. Вы можете предложить что-то ценное своей группе? Увидели, что в чем-то превосходите других? Вам прошептали на ухо похвалу? Есть другие, не столь способные, как вы? Ничего не делайте по тщеславию. Оно убивает общение, дружбу.
«Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя»
(Филиппийцам 2:3).
Вы превосходите в чем-то других. Не забывайте, однако, что у вас есть и слабости. Вы иногда чувствуете себя подавленным чужими успехами. Но ведь вы не ниже других. Считаете ли вы себя средним? Или выше среднего?
В приведенном отрывке из Писания Павел затрагивает проблему интеллектуального превосходства. Как может большинство из нас «почитать другого высшим себя»? Можно ли так вести себя и оставаться при этом интеллектуально честным? В конце концов, ясно, что все не могут быть худшими. Худшим может быть только один из нас. Остальные занимают места где-то между наилучшим и наихудшим. Очевидно, было бы порядочнее оценивать себя в соответствии с тем местом, которое вы реально занимаете на шкале ценностей.
Будьте реалистом; но что вы измеряете, когда оцениваете ваши достоинства по сравнению, например, с достоинствами Синтии? Ваши научные достижения? Ваши атлетические способности? Ваша одежда? То, как вы выглядите? Ваш «характер»? Ваши духовные знания? Ваш энтузиазм по отношению к христианским делам? Ваш жизненный опыт? Совокупность всего?
Подумайте: какие из перечисленных качеств являются вашей собственной заслугой? Если же эти достоинства даются Богом, то они не делают вас лучше, чем Синтия, а только более удачливым. По сути перечисление ваших достоинств может быть лишь поводом для смиренной благодарности. Даже если вы можете приписать себе (или думаете, что можете) какую-то заслугу, то знайте: она менее ценна, чем вы думаете. Человеческие усилия оцениваются довольно низко на Божественной шкале ценностей.
Нравится ли вам уровень вашей общественной позиции? Являетесь ли вы президентом или казначеем или секретарем или рядовым работником комитета? Вы можете стоять на пьедестале и не быть при этом ни на сантиметр выше. Этот президент все тот же – вы.
Павел имел в виду поведение личности в жизни, а не ее интеллектуальный уровень. Рассматривая одаренность и достоинства других, он испытывал благоговение и восхищение. Он понял, что вопрос о том, кто лучше, а кто хуже в этом мире, вопрос сложный. В любом случае, для него это не имело значения. На него производила большее впечатление одаренность других, нежели его собственные дары.
Мой тесть – рыбак в Новой Шотландии. В отличие от меня он не получил высшего образования. Я говорю о мировых событиях, философии, об ограниченности научных методов более убедительно, чем он. У меня больший запас слов.
Но как только из Кейп-Бретон мы отправляемся в море на парусной лодке, оказывается, что тесть знает глубину воды в любом месте. Каким-то чудом в тумане, без помощи навигационных приборов, он может найти дорогу в любой порт в пределах двухсот миль (320 км). По сравнению с этим чудо-человеком, обученным всем морским премудростям, я чувствую себя глуповатым «сухопутным моряком», беспомощным и бесполезным.
Более того, когда он посещает мой дом, он острым глазам замечает, все то, что нужно привести в порядок. Я неуклюж в обращении с инструментами, и меня ужасает необходимость сделать что-то по дому. Он починяет мою покривившуюся садовую калитку. То, что для меня составляло бы непреодолимую задачу, для него просто послеобеденное развлечение.
Лучше ли я его? Какой мерой нужно нас измерять?
Можно ли сказать, кто из нас морально лучше? Я успешнее цитирую Библию, и затрагиваю подчас своими проповедями души людей. Благодаря моим молитвам и служению тесть после долгих лет блуждания недавно вернулся к Богу. Однако, теперь его радость во Христе и горячий интерес к Священному Писанию повергает меня в стыд. Похоже, что он более продвинулся вперед за несколько месяцев, чем я за годы. Без специального библейского образования и какого бы то ни было постороннего влияния, которые были у меня, мой тесть в делах веры ушел далеко вперед. Мне стыдно перед ним.
Кто сравнит нас и скажет, кто из нас лучше перед Богом?
Боюсь, что задавая этот вопрос, я поступаю неправильно. Когда величие Бога встает перед моим внутренним зрением, все вопросы о человеческом величии оказываются бессмысленными. Я преклоняю свои колени. Я падаю ниц. Я дрожу и рыдаю от изумления, что такой Бог называет меня Своим ребенком. Мне стыдно за мою мелочность, мою подлость, глупые обманы и отвратительную жадность, но одновременно я сознаю, что я прощен, желаем и любим. Как после всего этого я могу утверждать свое превосходство над моими братьями? Я счастлив быть наименьшим из них.
Трудно ли вам признать других христиан лучшими себя? Если да, то молитесь, чтобы Бог открыл вам Свое величие и Свою милость. Оставайтесь в Его присутствии, повторяя: «Только в Боге успокоивайся, душа моя» (Псалом 61:6). Продолжайте это делать месяцами, а если нужно, и до конца вашей жизни. И когда вы увидите Его и себя перед Ним, то все трудности в признании превосходства ваших братьев над вами отпадут. Это не означает для вас какого-то унижения. Вы не ощутите себя неполноценным. Вы просто порадуетесь в Боге и в чуде, которое Он совершает в людях вокруг вас. И так радуясь, вы исполните основное условие христианского общения.
«Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других»
(Филиппийцам 2:4).
Я в восторе от моего нового автомобиля. Когда после собрания, люди восхищаются моей машиной, я счастлив. Я начинаю рассказывать, как выгодно ее купил. Но меня раздражает, когда Том прерывает меня, чтобы рассказать, что он тоже выгодно купил свою машину шесть месяцев тому назад. Разве Том не понимает, что меня не интересует его машина? Или не осознает, как скучно его слушать? Я настойчиво возвращаю разговор к моей собственной машине…
Я прохожу через глубокие «эмоциональные» воды. Вдруг среди всех этих переживаний я вижу Бога. Его образ превращает мою тьму в ясный день, мои стоны в радость. На очередном собрании я делюсь с братьями и сестрами, тем, что произошло. И они вместе со мной благодарят Бога. Но Билл пользуется возможностью тут же рассказать всем как на прошлой неделе Бог восполнил его нужду. Я понимаю, что было бы неправильно не дать ему высказаться, но одновременно я чувствую себя ущемленным, когда интерес группы обращается к Биллу. Чтобы скрыть свою неловкость, я присоединяюсь к хору и благодарю Бога за то, что Он сделал для Билла. Но мое сердце не расположено к этому; мои проблемы и мое благословение кажутся мне намного важнее, чем Билла. Собрание теряет для меня свою прелесть.
Почему же мне так трудно проявить интерес к радостям и печалям Билла? Не потому ли, что я ожидаю от моих собратьев того, чего надлежит просить у Бога? Бог дал мне общение с ними частично для моего утешения, но, похоже, я слишком полагаюсь на них. Ибо, когда источником моей радости и утешения является Бог, моя способность давать группе превышает мою потребность что-нибудь получать от нее.
Если это так, то правилом должно стать: не о себе каждый заботься. Когда исполнение этого правила становится затруднительным для меня, значит мое сердце, подобное сухой губке, слишком жадно всасывает любовь окружающих. Я теряю умение сжимать его так, чтобы оно источало сладости для окружающих. Только отяжелев от Божьей любви, будет оно источать освежающее ободрение при малейшем давлении со стороны моих христианских братьев. Когда я нахожу мои радости в Нем, моя способность давать превышает мою нужду получать.