Люди жаждут, чтобы ими руководили. Миллионы читателей газет и журналов ежедневно просматривают разделы гороскопов. Они ищут указания «насколько глубоки и ненадежны для навигации» воды текущего дня. Христиане могут найти ответ на это в Священном Писании, но часто и они проявляют неуверенность в этом «компасе».
Такого рода тревоги могут привести их к суеверию. В детстве я встречал людей, которые в трудный момент обращались за советом к «коробочкам обещаний». В этих коробочках лежали свитые бумажки. Их вынимали пинцетом. Люди, сидевшие в кругу, передавали друг другу коробку. Каждый вытаскивал одну бумажку, разворачивал ее, и находил там стих из Библии плюс стихотворную строфу на религиозную тему.
Помню восклицания, которые звучали за столом: «Это как раз то, что мне нужно на сегодня!» Я был совсем юн тогда, но применение написанных на маленькой бумажке слов к моей личной жизни, беспокоило меня, вместо того, чтобы успокаивать и умиротворять.
Хотя в поисках руководства лишь немногие христиане проявляют такую же наивность, тем не менее очень многие беспокойно и неуверенно мечутся, надеясь сыскать руководства и ясное понимание того, как Бог дает указание.
Между тем Бог делает все, что Он может, чтобы направить нас на верный путь. Такова постоянная тема Псалтиря.
«…Он будет вождем нашим до самой смерти»
(Псалом 47:15).
«Направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим»
(Псалом 24:9).
«Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою»
(Псалом 31:8).
Перед тем, как покинуть Своих учеников, Иисус заверил их в том, что Его Второе Я, Дух Святой, будет верным и неоценимым Руководителем для них. «Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Иоанн 14:18). Он «…наставит вас на всякую истину…» (Иоанн 16:13). Кажется странным, что, зная все эти свидетельства Библии о Божьей готовности направлять, мы так тревожимся, оставаясь неспособными постичь простую истину.
Общий характер руководства
Хотя в Библии никогда не употребляется слово вождение, в ней то и дело говорится о Руководителе. Вы ищите руководства, но Бог желает дать вам нечто лучшее: Самого Себя. Это не просто игра слов, в этом заключается глубокий смысл.
В глубине сердца вы сами желаете иметь руководителя более, чем руководства. Запутавшись в машине в незнакомом городе, вы, очевидно, предпочли бы не разбираться в сложных указателях, a предпочли бы услышать голос приветливого пешехода, который бы просто сказал: «Слушайте, я сам туда направляюсь. Если вы подвезете меня, я покажу вам дорогу» Если вы студент-новичок в большом университете, смущены сложностями регистрации, ТО c большей радостью примите помощь другого студента, готового провести вас туда, куда нужно, а не карту университетского городка.
Гороскопы – плохое подспорье не только потому, что они туманны, сомнительны и вредны, но потому, что они безличны. Не c кем обсуждать ваши дела; нет никого, кто бы взял вас за руку и повел. Для христианина, руководство – одна из сторон постоянных взаимоотношений с Богом. Он хочет, чтобы вы Его знали. И в частности вы познаете Его через Его руководство.
В руководстве имеется, по крайней мере, два элемента, которые на практике нераздельны: указания и поддержка. Когда, стоя на перекрестке, я пытаюсь узнать, где находится какая-то улица, может показаться, что мне нужно только правильное направление. Но это не так. Я встревожен. Я заблудился. Я не уверен, смогу ли добраться туда, куда мне нужно вовремя, смогу ли понять и исполнить данные мне указания – все это рождает во мне желание, чтобы кто-нибудь ободрил, поддержал меня. Если бы я спросил прохожего: «Вы уверены, что я смогу доехать туда благополучно?» – это прозвучало бы глупо. Но будь я ребенком, а не мужчиной, то я сказал бы, вероятно, именно это.
«Овцы Мои слушаются голоса Моего», – говорит Иисус, «и Я знаю их, и они идут за Мною» (Иоанн 10:27). Здесь не только обещано направление, но и дано заверение о Его присутствии. «…Сам Я пойду, и введу тебя в покой», – сказал Бог Моисею (Исход 33:14).
Это звучит по-детски, – скажут некоторые из моих коллег-психиатров – похоже, что христианин постоянно находится в состоянии зависимости. Он никогда не становится достаточно зрелым, чтобы взять на себя ответственность за личные решения. Ему нужно не только объяснить что делать, но за руку держать в то время, как он это делает.
Зависимость? Да. Младенчество? Нет. Как и все люди, мы существа зависимые, ибо так созданы. Человек не предназначен для такой зрелости, которая делала бы его независимым от Бога. Преклонять перед Ним колени и с радостью утешаться Его присутствием – наша вечная судьба.
Зрелость и способность быть независимым связаны между собой, но они не синонимы. С возникновением зрелости ваши взаимоотношения с Богом и характер руководства, в котором вы нуждаетесь, изменятся. Вы научитесь больше любить Его и доверять Ему. Вы чаще окажетесь осведомленным, даже не спрашивая, чего бы Он хотел, потому что будете знать Его и Его образ мыслей.
Чтобы понять как это может быть, вы должны постичь две вещи относительно характера божественного руководства: во-первых, у Бога есть план вашей жизни; во-вторых, Божья цель – моральна. Его план для вас связан не с географией, a c этикой. Его высшая цель – сделать вас подобным Своему Сыну (Римлянам 8:29). Тот факт, что в процессе вашего преображения присутствуют путешествия, деньги, радость, боль и многое другое – дело второстепенное. Его цель – сделать вас святым, и те указания, которые Он будет вам давать, отразят это.
В этом месте у вас может возникнуть недоумение. Обычно когда мы ищем руководства, то имеем в виду какую-то конкретную цель. Я могу попросить вас указать мне путь к какой-то улице, но моя настоящая цель – это найти живущего там доктора, который может вылечить меня от рака. В другом случае я расспрашиваю знакомых, подавать ли мне заявление о приеме на работу в компанию «А» или «Б», но в глубине души пытаюсь при этом разобраться в неясных целях, которые связаны с успехом, деньгами, счастьем.
Когда мы просим у Бога руководства, у нас может быть одна цель, a у Него другая. Может оказаться, что тот вид руководства, который Он хочет нам предложить, не заинтересует нас.
Это не означает, что эти два вида целей (назовем их географическая и моральная) не связаны между собой. Когда я выбираю между Чикаго и Нью Йорком, в моем решении играет роль и моральный аспект. Возможно, я дал кому-то слово приехать в Нью Йорк, но мне выгоднее сейчас поехать в Чикаго. Бога при этом мало беспокоит то, сделаете ли вы ошибку географическую, но он не хочет, чтобы вы совершили моральную ошибку. То, что я окажусь в том или ином городе, имеет меньшее значение, чем то, что я сделаю неправильный моральный выбор.