Одно дело знать, как Бог думает, другое – хотеть того же, чего хочет Он. Наши желания самым непосредственным образом влияют на мысли и взгляды.
Я вспоминаю незамужнюю женщину-миссионерку, которая влюбилась в разведенного коллегу. Этот мужчина прежде утверждал, что хотя он не обнаружил в Священном Писании возражений против повторного брака, он сам вступать в повторный брак не собирается. Она же вообще считала повторный брак после развода делом незаконным. Считала … пока не влюбилась. После этого я был восхищен ее изобретательностью когда она принялась искать в Священном Писании подтверждения своего права на этот самый брак.
Дело не в моральной стороне вопроса. Этим эпизодом я хотел бы обратить внимание на повелительную власть, которую желания наши приобретают над нашими бывшими взглядами и намерениями. Зная характеры этой пары, я бы сказал, что мои друзья пытались найти оправдание своему браку, и, будучи не в состоянии справиться с чувством вины, попытались перебросить мост словесных оправданий через пропасть собственных сомнений.
Так как мы все вылеплены из одной глины, мы все разделяем эту же самую наклонность. Мы не только не в ладах с Богом, но мы позволяем нашим желаниям окрашивать наши мысли. Было бы просто, если бы мы всегда и последовательно желали противоположного тому, чего желает Бог. В таком случае, наш руководящий принцип заключался бы в том, чтобы делать то, что мы ненавидим и избегать всего того, что нам нравится. Божью волю было бы исполнять легко, но неприятно.
Однако, дело в том, что многие из наших желаний есть семена, посеянные Им Самим. Мы мечемся в водовороте благочестивых и неправедных желаний до тех пор, пока у нас не закружится голова и не помутится рассудок и пока мы не заблудимся окончательно.
Как психиатр я часто встречаю вполне добросовестных христиан, которые, тем не менее, думают, что если им что-то сильно хочется то, без сомнения, это не Божья воля. Их Бог высок и аскетичен. Его любимое слово: «Нет» и Его любимое развлечение – обходиться без желаемого. Он – Бог грома и льда.
Можно ли освободить ум от рабства желаний? Если мой разум во власти страстей, как отличить праведное желание от неправедного? Способны ли мы возвести на престол свой разум, если мозг наш является царством желаний? Недавно кто-то спросил меня: «Когда я в молитве прошу Божьего руководства, не просто ли я уговариваю себя делать то, что я все равно хочу сделать?»
Кроме всего сказанного, есть в этой дилемме еще одна трудность. В доброй половине случаев, когда мы обращаемся за руководством, мы не знаем, каковы наши подлинные желания. Более того, по той или иной причине мы, возможно, прячемся от них. Зигмунд Фрейд рассказывал своим друзьям, что, когда ему нужно принять трудное решение, он обычно бросает монетку. «Когда монетка упадет – говорил он, – и я доволен, тогда я знаю, чего я хотел на самом деле, а если монетка падает и я разочарован, мне становится яснее, чего я не хочу делать».
Поэтому, прежде чем задать вопрос: «Чего хочет Бог?» – я должен спросить у самого себя: «Чего именно хочу л?» До тех пор, пока я не выяснил каковы мои подлинные желания и не взглянул на них со стороны, могу ли я измерить их влияние на мой разум? Надо произвести полную ревизию своих желаний.
«Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня, и узнай помышления мои»
(Псалом 138:23).
Возможно, что когда они будут извлечены из своих тайников, улыбнется Бог, посмотрев на них, и скажет: «Интересно было знать, когда ты принесешь то желание ко Мне». Или при полном свете произойдет другое: я смогу обнаружить те недостатки и пороки, которые не согласуются с глубочайшими стремлениями моей жизни. Увидев его таким, каковым оно есть, я могу найти силы отбросить недостойные желания и тем самым облегчить на будущее свободное принятие решений.
Процесс, о котором я говорю, совсем не прост и мы безнадежно запутались бы в нем, если бы Богу не было до нас дела. Если бы наша уверенность зиждилась на разуме, мы бы навсегда оставались во власти моря неуверенности. Но, к счастью, Божье желание вести нас сильнее нашего желания следовать Его указаниям. Он постоянно пребывает в действии. Нежно проникая через нашу линию обороны, он освобождает нас от рабства наших тайных желаний. Проблема руководства разрешается сама собой в сотрудничестве с нашим Руководителем и Освободителем.