Очевидно вам не раз встречались христиане, которые высказывались примерно так: «Господь говорил со мной о моей поездке и убедил меня, что мне нужно ехать». Или: «Мои друзья критикуют меня за то, что я делаю, но у меня на душе спокойно». Или еще: «Я чувствовал, что Бог меня понуждает сделать то-то и то-то». Такого рода высказывания могут показаться милыми, но вместе с тем они наводят на мысль, не пытается ли собеседник использовать мнение Бога для оправдания того, что ему самому хотелось сделать? Здесь мы сталкиваемся со сложной проблемой субъективизма. Указание Духа, внутренний покой, чувство уверенности – все это связано с субъективными переживаниями. Как истолковывать эти чувства? Если я испытываю сильное побуждение позвонить другу, откуда мне знать, от Бога ли это побуждение или оно является продуктом моей собственной психики?
Некоторые христиане рекомендуют не обращать внимания на собственные чувства. Они предпочитают принимать решения на основании объективных критериев, учения Слова Божьего и внешних обстоятельств. Они стали на эту позицию, разочаровавшись в субъективных элементах руководства, которыми так часто злоупотребляют другие христиане.
Однажды я встретился с группой вполне искренних христиан, которые описали мне свои действия, к которым их как будто «побудил Святой Дух». Я считал, что эти действия были не в духе Писания и сомнительны в моральном плане. «Но мы провели два дня в посте и молитве об этом. Мы знаем, что Бог побуждает нас» – отвечали они. Вывод был для них достаточным: два дня поста и молитвы гарантировали, что они правы. Мое толкование Священного Писания? Мое несогласие с их действиями? Но кто я такой, чтобы не соглашаться с руководством Божьим?
К сожалению, все не так просто как мои друзья думали. Я могу уговорить себя поверить в то, чего я хочу в течении двух дней поста и молитвы, так же, как и за час. Сердце человеческое лукаво и крайне испорчено. Тут мы стоим перед проблемой господства над нами сознательных и подсознательных желаний.
Однако, христианская жизнь не должна быть сведена к простому следованию установленным, писанным инструкциям. С другой стороны и инструкция для нас очень важна. Если внутренние побуждения толкают вас сделать что-то, что противоречит Священному Писанию, то будьте уверены в том, что это побуждение не от Бога.
Священное Писание подчеркивает, что присутствие Руководителя во много раз важнее, чем все другие методы, которыми мы пытаемся руководствоваться. «Сам Я пойду, и введу тебя в покой». Это наше законное право – наслаждаться чувством внутренней уверенности, душевного покоя и чувством близости с Богом. Тот факт, что некоторые христиане позволяют себе при этом обманываться, принимая голос своих личных желаний за голос Пастыря, не должен оттолкнуть нас от убеждения, что Бог гарантировал нам Свое руководство, а также общение с Ним в пути. Благодаря этому нам не нужно ощупью искать путь в тумане и тьме, но также не следует пытаться брести по этому пути в одиночку.
Однако, если могут обмануться другие христиане, то что же может гарантировать меня от самообмана?
Слова Иисуса: «Овцы Мои слушаются голоса Моего» (Иоанн 10:27) означают, прежде всего, что: «Овцы Мои могут различить голос Мой». Но это не единственное, что мы можем извлечь из Его слов. Подразумевается также, что: «Овцы Мои обращают внимание на голос Мой», Овце нет нужды заботится о том, что она потеряет дорогу. Пастырь знает правильный путь и позаботиться о том, чтобы за овцами был надлежащий уход. Овца должна думать лишь о том, чтобы быть послушной пастырским приказам. Если для меня важнее всего слушать голос Пастыря, следовать Христу, повиноваться Ему, исполнять Его волю, то рано или поздно я научусь распознавать Его голос и опасность сбиться с пути станет минимальной.
Некоторых христиан мучает такой сильный страх сбиться с пути, что они не могут сделать ни шага, из боязни впасть в самообман. «Я не смею двинуться», – кричат они – «мое сердце лживо. Мне так легко обмануть самого себя. Лучше вообще не делать ничего, чем сделать неправильный шаг».
Думая так, вы можете сделать свою самую серьезную ошибку. Вы не можете следовать за Христом, если стоите на месте. Лучше сделать ошибку, чем вообще не двигаться.
Вам может показаться, что следование за Христом подобно ходьбе по канату. Один неправильный шаг, и – все кончено. Однако, если овца собьется с пути, Пастырь, Который знает Своих овец по имени, не покинет ее на ложном пути. Он позовет ее, и, если она не откликнется на призыв, пойдет и возьмет ее на руки. Руководство – это не ходьба по канату.
Я отнюдь не побуждаю вас избирать неправильный путь в жизни, или злоупотреблять добротой Пастыря. Но вместе с тем не чувствуйте себя человеком второго сорта, если в каком-то месте собьетесь с пути. Бог озабочен не столько тем, окажитесь ли вы при этом в Бруклине или в Бангкоке, сколько вашими отношениями с Ним.
Следовать руководству не просто, и в какой-то степени похоже на освоение парусной лодки. Недавно я купил «Лазер», быструю, но неустойчивую маленькую парусную лодку. В том месте, где я на ней плаваю, ветер меняет направление часто и резко. Учась управлять лодкой, я опрокидывался до десяти раз в день. Но постепенно я приспособился к ее капризам и теперь мы с ней буквально порхаем по волнам.
Подобно тому, как мы постигаем управление парусной лодкой, мы учимся следовать Божьему руководству. Сначала сохранять вертикальное положение для вас важнее, чем доплыть до конечного пункта. Если вы очутитесь в воде, под вашей опрокинутой лодкой, это сначала может показаться страшным. Но понемножку, когда приучите лодку повиноваться разным ветрам, сможете уделить больше внимания и тому, как поскорее добраться до места назначения.
Таким же путем Бог хочет научить вас как следовать руководству. Время от времени вы будете «опрокидываться» – но это не имеет значения. Это естественная часть обучения.