Мы представляем себе войну, как нечто безобразное. Да, она такая и есть. В течение человеческой истории ни одна война не проходила без ужаса, варварства, жестокости, смертельных агонии и рыданий порабощенных и обездоленных мужчин, женщин и детей. Современная война с ее потенциальными возможностями массового уничтожения всех без разбора стала еще более кошмарной. Мы правы, когда молимся и работаем ради мира на земле.
Однако, не станем забывать, что те же войны, что знаменовались зверствами и варварством, порождали вместе с тем благородных и мужественных людей. Я не буду оправдывать войну, но то, что я говорю, это факт. Поразительная смелость, невероятное самопожертвование, преданность, верность и любовь, находчивость перед лицом, казалось бы, невозможного, выносливость сверх всех человеческих сил – все это также связано с войной.
Эти героические черты не раз становились объектом поэзии, о героях складывались песни и легенды. И хотя с одной стороны можно сожалеть, что песни эти увековечивают миф о славе войны, не станем забывать: как лилии цветут белым цветом даже в сточных канавах, так и человеческое достоинство не редко достигает высот прекрасного среди ужасов войны.
Новый Завет осуждает дух войны. «Откуда у вас вражды и распри? – спрашивает Иаков, брат нашего Господа, – не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете ^достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете…»
(Иаков 4:1-2).
Нас не должно удивлять то обстоятельство, что обсуждая характер христианской жизни, Дух Святой использует при этом образы войны. Никакой другой образ не является более подходящим. Смелость, бдительность, верность, выносливость, находчивость, сила, умение, знание врага, решимость бороться до конца, победить во что бы то ни стало и любой ценой, характеризующие земную войну, должны сопровождать и жизнь христианина.
Впрочем, это не совсем точно. Не война иллюстрирует образ христианской жизни, а христианская жизнь есть, по сути, война. Более того, земные войны – войны не настоящие. Это всего лишь тусклое, безобразное отражение настоящей войны. Дело христианина – вступать в настоящее сражение. Войны на земле – лишь слабые толчки, следствие потрясений, происходящих далеко, за несколько световых лет, от Земли. Христианская война находится в эпицентре этого космического землетрясения. Она безгранично более смертоносна, и по сравнению с проблемами, которые при этом решаются, наши с вами земные разговоры и вопросы не более значительны, чем сельские сплетни.
Готовы ли вы следовать за Христом в самую смертельную и самую реальнейшую из всех войн? Более детально я обсудил цену этого решения в книге «Цена обязательства». Но вам абсолютно необходимо определить важность этого вопроса. Война всегда внесет элемент риска. Опасности и испытания войны вполне реальны. Не принимайте решения слишком импульсивно, на кратковременном энтузиазме. Обдумайте, на что вы решаетесь. Подсчитайте, чего это вам будет стоить.
Впрочем, настоящий подсчет нужно было делать раньше, прежде чем вы стали христианином. Признать Иисуса Спасителем и Господом – это значит вступить в армию. Осознаете ли вы это или нет, но вы завербовались на военную службу. Единственный выбор, который при этом возникает – это стать дезертиром, спрятать униформу и притвориться тем, кем вы не являетесь. Стать дезертиром – не значит покинуть армию (небесные уставы не допускают увольнения персонала), но избежать ответственности перед своим командиром.
Позвольте мне объяснить вам характер битвы, в которой вы призваны участвовать, рассказать о врагах, с которыми надлежит бороться, об оружии, которое должно употреблять, и о методе, пользуясь которым, вы можете победить. Но, разумеется, вы должны избрать что-то одно: борьбу или побег, верность или дезертирство. Поэтому я повторяю: вглядитесь хорошенько в ситуацию, обдумайте, что вы можете ожидать в этой войны и что ожидается от вас.
Старые пуритане говорили о трех фронтах, на которых солдат Христа может ожидать атаки: мир, плоть и дьявол. К этим трем Новый Завет добавляет четвертый: смерть. Объясню, что все они значат.