Слово «мир» имеет в Библии три значения. В первом случае имеется в виду планета Земля.
«Господня – земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней»
(Псалом 23:1).
Затем можно говорить о мире людей, мире, который Бог любит, и за который умер Христос.
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного…»
(Иоанн 3:16).
Наконец, под словом «мир» подразумевается дух времени.
«Не любите мира, – пишет Иоанн, – ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей»
(1 Иоанн2:15)
Он имеет в виду время, в которое мы живем, его ценности, его цели, его образ жизни.
С каким из миров мы должны бороться? Ясно, что мы должны хорошо посмотреть на то, что я назвал духом времени. Вступим ли мы в конфликт с миром людей, миром, за который умер Иисус? В любом случае, как можно объяснить значение духа времени? Что в нем такого, с чем мы должны бороться? Боремся ли мы за то, чтобы установить новый политический строй? Должны ли мы пытаться заменить существующие правительства правительствами благочестивыми, т.е. начать революцию в духе Кромуэлла?
У Иоанна не могло быть такой мысли.
«Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего»
(1 Иоанн 2:16).
Три похоти: плоти, очей и гордости.
Похоть – это желание, которое мы возводим в ранг божества. Я ем, когда я голоден. Я даже предпочитаю свою любимую пищу. Это нормально. Но если я живу только ради еды, т.е. главной целью жизни делаю услаждение своего эпикурейского вкуса, вы имеете право обвинить меня в плотской похоти к пище. К.С. Льюис указывает, что похоть в пище не означает только наклонность к объеданию. Похоть может выявляться в излишней изощренности при выборе блюд. Так же точно телесной похотью становится тяготение ко сну, ко всякого рода развлечениям или к половым отношениям, если их удовлетворение мешает хотя бы в малейшей степени служению и прославлению Христа.
О духе суетности (похоть плоти, похоть очей и гордость житейская) я уже говорил в предыдущей главе. Битва с «миром» и с «дьяволом» по сути одно и то же. В главе о сатанинском искушении я уже предлагал рекомендации, как бороться с нечистым.
Обожествление физических наслаждений и материальных ценностей и поклонение им в человеческом обществе весьма распространено. Мы, христиане, окружены мирскими людьми, которые бредут по жизни в поисках личного успеха и материального благополучия. В том случае, если вы способны отречься от духа времени, в котором живете и готовы поставить Христа превыше всего, вы неизбежно вступите в противоречие с ними. Они будут негодовать. На вас обрушится град мелочных колкостей, а возможно вам предстоит унизительное отвержение. «В мире, – сказал Иисус, – будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Иоанн 16:33).
Во взаимоотношениях между христианином и миром, всегда много недоразумений. Некоторые христиане каждой эпохи удалялись от общения с нехристианами. Монастыри и развалины аббатств остаются памятниками их крайних взглядов. В современных евангельских кругах мы также удаляемся от мира, доводя до минимума наши контакты с неверующими, имея взаимоотношения только с верующими. Мы удовлетворяемся церковными мероприятиями, и тем ограничиваем нашу общественную жизнь. Для развлечения нам вполне достаточно телевизора. Мы смешиваем таким образом отделение от греха с изоляцией от грешников.
Но Иисус не призывает к изоляции. Мы не должны быть людьми от мира (не следует разделять его ценности), но мы должны оставаться в нем. Удалиться от мира, значит «прятать нашу свечу под сосудом» или оказаться «солью земли», запечатанной в пластиковый пакет. Это также значит избегать боли связанной с неизбежным конфликтом и отвержением. Избегать общественного контакта с неверующими – значит отступать за церковные крепостные стены. Отступление превратит воинственную церковь в церковь осажденную. Перемена такого рода очень порадовала бы дьявола.
Итак, две вещи, касающиеся битвы с миром очевидны. Мы должны ненавидеть и отвергать его дух. Надлежит вырвать из сердца всякое вероломное стремление поклоняться пище, сну, половым отношениям, красивым вещам и репутациям. Все эти элементы, хотя естественны сами по себе, не должны становиться предметами нашего поклонения. Для этого нет нужды становиться аскетами. Надо лишь позволить Иисусу стать Господом, и победа в битвы обеспечена. Когда возникает конфликт между послушанием Христу и желанием удовлетворить пусть даже законную физическую потребность, Христос всегда должен оставаться на первом месте.
Например, меня одолевает страх, что если я стану служить Богу, то не останется времени на отдых. Как человек здравомыслящий, я должен оставить себе необходимое время для отдыха и развлечения. Но хватит ли времени на сон? Мой испуг перед нехваткой времени приобретает почти трагические формы. Я говорю себе: «Если я не отдохну сейчас, я не смогу справиться с работой позже». Еще немного и страх поглотит мою веру. Страх проходит и мир в душе восстанавливается только после того, как заставляю себя стать солдатом, приказываю себе перестать хныкать и прекратить беспокоиться о последствиях, и следую приказам. Конечно, я устаю! Но кто не устает в военное время?«Итак, переноси страдания, – пишет Павел Тимофею, – как добрый воин Иисуса Христа» (2 Тимофею 2:3).
Естественно, что пребывание в мире и постоянное общение с людьми неизбежно влечет за собой некоторые неприятные последствия.«Много скорбей у праведного…», – предупреждает псалмопевец (Псалом 33:20). Евреям-христианам напоминалось, что в начале их христианской жизни они «выдержали великий подвиг страданий, то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии; ибо вы и моим узам сострадали, и расхищение имения вашего приняли с радостью…» (Евреям 10:32-34). Их преследование началось не из-за того, что они были уверены в своей правоте или неподобающе вели себя, но лишь из-за их преданности Христу. И хотя мы живем в более терпимое время, мы должны как солдаты Христа ожидать, что, если мы будем послушны приказам свыше, какие-то трудности ожидают и нас. Мы также должны сознавать, что наступает вечер относительно спокойного дня и что с наступлением темноты невзгоды и опасности возрастут во сто крат. Поэтому, хотя, подобно Христу, мы должны любить мир людей, не надо скрывать от себя, что со временем он все же восстанет против нас, как восстал когда-то против Него.