Второй признак тесно связан с первым, и мы находим его дальше в этой же фразе: «Который всегда дает нам торжествовать во Христе». Заметьте, Павел говорит: «…всегда дает нам торжествовать». Не изредка, не иногда, но всегда. Апостол Павел ясно дает понять, что христианство, которое он исповедует, ведет к неизменному успеху. Оно никогда не терпит неудачи, но всегда достигает цели. Оно, как мы видели, не исключает в жизни человека борьбу, трудности и слезы. И хотя эта борьба бывает до предела отчаянной, она не обречена на поражение, но, напротив, всегда завершается желаемым результатом.
Не следует забывать, что эта возвышенная фраза — не просто громкие слова, это не евангелизационная агитация, проводимая каким-нибудь пастором перед чинной, благопристойной паствой где-нибудь в церкви два-дцатого столетия для того, чтобы встряхнуть этих людей, заставить их переживать и трепетать оттого, что вновь возгорелась их вера. Вовсе нет. Эти слова были написаны человеком, носившим язвы Господа Иисуса на теле своем и превозмогшим множество тягот и лишений, жестокие гонения и нестерпимую боль. И этот человек пишет с суровой правдивостью: «…всегда дает нам торжествовать».
Но из этого вовсе не следует, что все цели и замыслы Павла всегда осуществлялись. Это, конечно, не так. Он за-думывал немало такого, чего так и не смог реализовать. В девятой главе Послания к Римлянам Павел пишет о том, как жаждал он послужить «израильтянам, которые… братья мои, родные мне по плоти», он даже желал «сам быть отлученным от Христа», лишь бы народ Израиля обрел спасение. Но этому никогда не суждено было сбыться, ибо исполняются не замыслы Павла, но замыслы Божий и торжество принадлежит не Павлу, а Христу. Но неизменным признаком подлинного христианства является то, что человек, постигший саму его суть, никогда не проиграет, ибо помешать исполнению воли Божией невозможно, так как на Его пути любое препятствие оборачивается неизменным успехом.