В первой главе Послания к христианам в Филиппах Павел вновь говорит об успехе. Пишет он это послание, будучи узником в Риме, день и ночь прикованный к одному из солдат императорской армии Нерона. Он не может свободно перемещаться по империи, проповедуя «преизобильное богатство Христово», не может посещать церкви, которые основал. Положение его очень серьезно: вскоре он должен предстать перед кесарем и ответить на все обвинения, предъявленные ему иудеями. Все это может стоить ему жизни. Казалось бы, самое время ему отчаяться, однако ни в одном из всех новозаветных посланий не заключено столько уверенности и столько радости, коими пропитано Послание к Филиппийцам. Тому есть две причины, которые Павел приводит далее:
«Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования», — пишет Павел
(Филиппийцам 1:12).
Так каким же образом? Во-первых, Павел пишет, что «узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим» (Филиппийцам 1:13). Преторский полк в то время являлся полком личной охраны императора, и так как Павел был узником кесаря, его охраняли отборные императорские войска. Они состояли, в основном, из сыновей аристократических семейств, которые служили у Нерона в течение нескольких лет в качестве дворцовой стражи. В дальнейшем эти люди участвовали в политическом устройстве страны, и целый ряд римских императоров получили свой трон не без их поддержки. В общем, это были многообещающие молодые люди, цвет нации.
Всякий умеющий читать между строк поймет, что же тут, собственно, произошло. А случилось то, что Господь Иисус, Царь всего мира, поставил Нерона главой своеобразного «комитета по евангелизации Римской им-перии». Сам Нерон этого, конечно, и не подозревал, но, с другой стороны, императоры так редко имеют истинное представление о том, что происходит в их державах! Вспомните похожий случай: когда настало время в Вифлееме родиться Сыну Божию, а родители Его находились за сотню верст от того места, Господь дал им-ператору Августу «поручение» доставить Иосифа с Марией из Назарета в Вифлеем. И вот Август почувствовал странную необходимость издать императорский указ о том, «чтобы пошли все записываться, каждый в свой город»; и таким образом исполнилось пророчество. Так же и Нерон отдал приказ своей личной охране сторожить апостола Павла. И каждые шесть часов один блестящий молодой человек сменял рядом с Павлом другого.
Если вам хочется кого-нибудь пожалеть, пожалейте тогда этого молодого человека. Представьте себе юношу, живущего своею тихой языческой жизнью, но вдруг по приказу вынужденного час за часом проводить закованным в цепи вместе с этим беспокойным стариком, рассказывающим удивительные истории о некоем Иисусе из Назарета, восставшем из мертвых. В итоге один за другим эти юноши приходят ко Христу. Вот уж поистине «цепная реакция»! Если вы сомневаетесь, что дело обстояло именно так, обратите внимание на предпоследний стих этого же Послания к Филиппийцам: «Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома» (Филиппийцам 4:22). Перед нами те самые молодые люди, политическая элита империи, которые прониклись и приняли Христа благодаря узнику, ожидающему судилища и смертного приговора. Вполне возможно, что некоторые из них сопровождали Павла в его последующих путешествиях.
Этот случай прекрасный пример того, как Бог претворяет задуманное в жизнь, и того, как несовершенны в сравнении с этим замыслы человека. Человеческий разум никогда не смог бы додуматься до такого уникального способа проникнуть в самое сердце Римской империи. Сколько времени люди бьются над тем, как лучшим образом исполнить Божие Великое Повеление (Матфей 28:19-20), но все наши задумки оказываются пошлыми и банальными, лишенными воображения и, как правило, малоэффективными.