Третья отличительная особенность следует далее все в том же стихе: «…благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте» (2 Коринфянам 2:14). Еще один прекрасный символ, через который Бог учит нас истине, — это благоухание, аромат. Павел говорит, что христианская жизнь, если она такая, какой должна быть,— это благоухание не только для человека, но и для Бога. Далее он разъясняет эту мысль:
«Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь»
(2 Коринфянам 2:15-16).
Большинству из нас знакомо впечатление, которое производит входящая в комнату прекрасная женщина. Проходя мимо, она оставляет за собой долгий чарующий аромат «Шанели» № 5. Все присутствующие мужчины сознательно или бессознательно обращают на это внимание. И если неделю или месяц спустя они вдруг вновь по-чувствуют этот запах, в их воображении тут же возникнет образ той самой красавицы. Благоухание сделало ее незабываемой.
Павел пишет о том же. Есть в подлинном христианстве нечто такое, что производит на людей неизгладимое впечатление. Истинные христиане оказывают на людей удивительное воздействие, хотя оно может проявляться двояко: человек либо еще дальше отдаляется от Христа, продолжая настойчиво двигаться к смерти («запах смертоносный на смерть»); либо он вступает на путь веры и жизни вечной («запах живительный на жизнь»). Таким образом, будучи истинным христианином, вы при общении с другими людьми либо ожесточаете их, либо делаете их лучше, но в любом случае они не остаются прежними. Ищущие смерти еще более приближаются к ней, ищущие же жизни обретают жизнь. Христос тоже обладал такой особенностью: встреча с Ним изменяла жизнь людей.
Многие исследователи, толкуя это место, сходятся во мнении, что здесь имеется в виду древнеримский триумф торжественный въезд полководца-победителя в столицу, устраиваемый в его честь сенатом. В этом величественном шествии по улицам Рима участвовали также и пленные, захваченные в ходе кампании. Одни из них шли перед колесницей завоевателя, неся гирлянды цветов и сосуды с благовониями. Это были те, кто должен был остаться в живых и вернуться в свои покоренные города, чтобы править там от имени Рима. Другие пленники следовали за колесницей в цепях и кандалах, осужденные на смерть, ибо не внушали доверия к себе. Когда процессия двигалась сквозь ликующую толпу, эти благоухающие гирлянды цветов и благовонные курения для одних были «запахом живительным на жизнь», а для других — «запахом смертоносным на смерть».
Подобное же действие оказывает на мир и благая весть через жизнь христианина. И если это истинный верующий, то, несмотря ни на что, это будет «Христово благоухание Богу», если же этот человек — лжехристианин, то это будет просто дурной запах! Есть такая поговорка: «Старые рыбаки никогда не умирают, они просто начинают плохо пахнуть». Эти слова очень точно описывают ложное христианство.