Жить по этому принципу означает «быть служителями Нового Завета», как говорит Павел. Он резко противопоставляет Новому Завету Ветхий: «буква убивает». Жить так, чтобы ничего не исходило от нас, но все исходило от Бога, означает жить духом, который животворит. Именно знание этой великой тайны вселяло в Павла столько уверенности, и «благоухание Христово» распространялось через него повсюду, где бы он ни появлялся. Слова Павла напоминают нам слова Иисуса Христа, обращенные к Его ученикам: «Без Меня не можете делать ничего» (Иоанн 15:5).
Ни Христос, ни Павел не желают этим сказать, что человеческая деятельность вообще невозможна без участия Бога. И в светской, и в церковной жизни мы найдем примеры обратного. Но Христос, а за Ним и Павел, учат нас тому, что любая человеческая деятельность, опирающаяся исключительно на человеческие силы, в конечном итоге не приводит ни к каким существенным результатам, имеющим непреходящее значение. Люди могут восхищаться и подражать друг другу, но в глазах Бога все это останется лишь зря потраченными усилиями. Именно о такой жизни говорит, задавая свой печальный вопрос в стихотворении «Твердыня», поэт Т.С. Элиот: «Всякое знание приближает нас к невежеству, А невежество приближает к смерти, Но близость к смерти приближает нас к Богу. Где же та жизнь, что мы потеряли?»
И в самом деле, где же она? Будем откровенны сами с собой: большую часть нашей жизни мы совершенно сознательно проводим в пустых мечтаниях и бесполезной суете. Но бывают времена, когда мы очень стараемся, когда прилагаем все усилия, чтобы поступать так, как обязаны, как должны. Результаты часто кажутся очень внушительными и нам, и даже окружающим, но когда мы задумываемся о приближающейся смерти, все кажется нам тщетным и ненужным. И тогда мы спрашиваем себя: «Где же та жизнь, которую мы потеряли?»