Но тут в рассказе Луки вновь пробел, который мы можем восполнить словами самого Павла. Лука не говорит, какова была реакция Павла на сопротивление иерусалимских иудеев его учению. Зная же его преданное, честолюбивое сердце, можно догадаться, что его опять постигло жестокое разочарование. Во всяком случае, много лет спустя в своем обращении к иерусалимским жителям, когда он был арестован у ворот храма и спасен от верной смерти только своевременным вмешательством римлян, Павел упоминает об этом событии. В Деяниях 22 он говорит:
«Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление и увидел Его, и Он сказал мне: поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что здесь не примут твоего сви-детельства о Мне»
(Деяния 22:17-18).
Понятно, что юный Савл в этот обескураживающий для него момент искал успокоения в храме. Вновь его усилия убедить, что Иисус есть истинный Господь, потерпели неудачу, снова люди изыскивают возможность убить его, а у него самого нет никаких достижений, которые бы хоть как-нибудь его ободряли. Неудивительно, что он отправился в храм помолиться. И здесь озадаченному ученику явился Сам Господь Иисус. Но Его весть была обескураживающей: «Выйди из Иерусалима, сказал Иисус, – здесь не примут твоего свидетельства о Мне». И Павел начал спорить с Господом.
«Я сказал: Господи! им известно, что я верующих в Тебя заключал в темницы и бил в синагогах, и когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобрял убиение его и стерег одежды побивавших его»
(Деяния 22:19-20).
Этими словами Савл выдал себя. Теперь становится понятно, за счет чего он хотел добиться успеха в своем свидетельстве. Он явно считал себя в высшей степени подготовленным человеком, чтобы обратить иудеев ко Христу. В сущности, он говорит следующее: «Господи, Ты не до конца понимаешь положение вещей. Если Ты вышлешь меня из Иерусалима, Ты упустишь великолепную возможность: если и есть кто-нибудь понимающий образ мысли иудеев, так это я. Я был одним из них. Я говорю на их языке. Я знаю, как они воспринимают вещи. Если кто-то и способен заставить их прислушаться, так это я. Я из тех, кто знаком с их образом жизни. Я сам из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, обрезанный в восьмой день. Я был фарисеем, как и они. Я безупречен перед законом. Я раньше даже преследовал церковь, как это теперь делают они. Да что там, когда мученик Стефан был побиваем камнями, я стерег одежду его убийц. Господи, не отсылай меня отсюда, я прекрасно договорюсь с этими людьми. Не упускай же такую возможность!»
Ответ же Христа был краток, Павел сам приводит его: «И Он сказал мне: иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам» (Деяния 22:21). Какой сокрушительный удар! Каким несчастным и подавленным, должно быть, чув-ствовал себя Павел. Но «братия, узнавши о сем [о заговоре против Павла], отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс» (Деяния 9,30).