Бог любит «наглядные пособия»: Он рассеял их повсюду на земле и украсил ими небо. Господь Иисус всегда использовал яркие примеры и иллюстрации, чтобы помочь людям постичь истину: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут»; «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие»; «Не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас»; «Вы — соль земли» и т.д. Кажется, будто весь природный мир был создан для того, чтобы служить примером того, что происходит в мире незримом, духовном. Элизабет Баррет Браунинг тонко подметила это в своем стихотворении «Аврора Ли»:
Земля наполнена святыми небесами, На ней куст каждый Господом пылает. Лишь это зрящие свою снимают обувь, А остальные просто ягоды срывают!
Два лика славы
Чтобы помочь коринфянам и нам вместе с ними разобраться, что значит Ветхий и Новый Заветы, Павел приводит два очень хороших и наглядных примера. Они заимствованы из истории, повествующей о том, как Моисей на горе Синай получил закон от Бога и передал его народу Израилеву:
«Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей,– то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?»
(2 Коринфянам 3:7-8).
Ветхий Завет, который Павел называет «смертоносными буквами», знаменуется сияющим лицом Моисея, когда тот спускается с горы с законом, «начертанным на камнях». От этого закона исходила слава Божия, некое великолепие. Оно притягивало людей, вызывало у них восхищение и неподдельный интерес. Так всегда происходит, когда люди имеют дело со славой Божией. И по сей день этот закон сохраняет свою привлекательность: десять заповедей широко чтимы людьми во всем мире, даже теми, кто постоянно нарушает их, в том числе и нами. Все отдают им должное как некоему идеалу, хотя многие заявляют, что сегодня соблюдать их непрактично, да и. невозможно. Но все же люди повсюду мечтают о том, чтобы когда-нибудь достигнуть такого совершенства, чтобы суметь воплотить этот прекрасный идеал в жизнь.
Но Павел говорит, что в Новом Завете заключена еще большая слава, превосходящая великолепие закона. Как мы только что говорили, для вкусившего жизни Нового Завета возвращение к Завету Ветхому равносильно возвращению в навоз и грязь. Так же как слава Ветхого Завета имела свое отражение в славе лица Моисеева, так и слава Нового Завета имеет свое отражение. Об этом Павел говорит чуть дальше в этом же послании:
«Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа»
(2 Коринфянам 4:6).
Вот они, две славы: лица Моисеева и лица Христова. Обе они великолепны, но одна значительно превосходит другую. Обе они представляют заветы, то есть определенные установки, на которых строится жизнь человека. Обе они притягивают к себе людей, но одна из них преходяща, а другая вечна. Неизбавленный мир живет, взирая на лицо Моисея. Христианин же может выбирать, ибо каждый момент его жизни может быть обозначен либо одним ликом, либо другим. Иисус сказал:
«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет Усердствовать, а о другом нерадеть»
(Матфей 6:24).
Так Жизни христианина ценность любого его действия определяется тем, куда, образно говоря, стремит он свой взор: на лик Моисеев или лик Христов.