Несмотря на то, что гордыня не способствует нашей популярности, те невинного вида покровы, которые мы надеваем на себя, необходимы нам для самоутверждения. Поэтому мы придумываем самые хитроумные способы сохранить их на своем лице. Один из таких приемов двойная система ценностей. Когда тот или иной порок проявляется в других людях, у нас для него одно название, но когда тот же самый порок мы обнаруживаем в себе, для него у нас готово гораздо более приятное имя. Например, у других людей предрассудки, у нас же – убеждения. У других – самодовольство, у нас же – элементарное самоуважение. Другие все время рвутся вперед, а мы просто стремимся к успеху. Другие все время срываются или теряют самообладание, мы же исполняемся праведным негодо-ванием.
К.С. Льюис говорит, что лишь христиане способны увидеть гордыню в самих себе. Верно также и то, что нехристиане, даже если и замечают ее у себя, почитают ее, скорее за добродетель, нежели за порок. Но, к сожалению, даже христиане не всегда способны распознать гордыню в некоторых ее проявлениях. Многие из них особенно склонны натягивать на себя такие покрывала, которые зачастую предстают в обличии христианской добродетели. Та же ложная скромность, например. Я давным-давно понял одну вещь: когда какой-нибудь христианин заявляет, что он «лишь смиренный раб Божий», что он «лишь служит Господу своими скромными силами», то я больше чем уверен, что разговариваю с одним из самых отъявленных гордецов в округе. Еще св. Иероним предупреждал: «Берегитесь гордыни смирения!» Я слыхал об одной общине, которая наградила своего пастора медалью за скромность, но очень скоро эту медаль у него пришлось забрать – он стал ее носить! Истинно смиренный человек никогда не осознаёт свою добродетель. Самые великие святые особенно обостренно ощущали собственные пороки. Набожные же и благочестивые речи сразу выдают в человеке скрываемую им гордыню.
Покрывала, которые носят христиане
Вслед за ложной скромностью следует уверенность в собственной праведности. Из всех видов христианской гордыни это особенно пагубная. Она возникает, когда человек находит опору в определенных нормах христианского поведения и начинает гордиться собственной способностью придерживаться их внешне, не обращая внимания на внутренние проблемы и частые несоответствия поступков и мыслей. В результате мы сталкиваемся с самодовольным, покровительственным, даже неприязненным отношением к любому, кто не соответствует этим нормам. Это тот грех, против которого Христос выступал особенно яростно. Он обличал его в фарисеях и сказал, что блудницы и мытари вперед них войдут в Царство Божие. Это грех крестоносца, который привычно седлает своего белого коня и отправляется на битву со злом в любом его проявлении, какое он сочтет неприемлемым. Уверенность в собственной праведности проявляется и в таком человеке, который просто изводит другого за какой-то его недостаток, не замечая подобного порока у себя самого. Мы инстинктивно пытаемся спрятаться за это покрывало, как только в нашей жизни случается неудача или вдруг обнажаются наши слабые места. Мы как бы говорим: «Да, в этом я проявил слабость, но зато я не делаю того-то и того-то». Мы всегда держим это покрывало под рукой, чтобы в любой момент накинуть его на себя, чтобы скрыть свою убывающую славу.
Другая распространенная среди христиан черта – чрезмерная чувствительность или обидчивость. Таких людей ничего не стоит задеть необдуманным словом или поступком, поэтому обращаться с ними следует очень мягко. Когда же они обижаются, они переживают мучительную агонию духа и на долгие часы погружаются в трясину жалости к самим себе. Их собственное объяснение той нестерпимой боли, которую они испытывают, – «непонимание» и «грубость» со стороны окружающих, но в действительности причина лежит в их возмущении тем, что им не оказывают должного, по их мнению, внимания. Много лет назад одна пожилая христианка сказала мне одну мудрую вещь, которую я помню до сих пор. Она сказала, что такая повышенная чувствительность это не что иное как обычный эгоизм. Тогда ее слова помогли мне преодолеть мою собственную обидчивость.