«Посему,– восклицает Павел с неизменным воодушевлением, столь характерным для всей его деятельности,– имея по милости Божией такое служение, мы не унываем». В греческом оригинале слово, переведенное как «такое», имеет очень определенное значение, то есть имеется в виду служение «такого рода». И род этого служения Павел описал выше: это служение в лоне Нового Завета, при котором постоянное обращение к Господу снимает все покровы, при котором дух человеческий обнаруживает в жизни человека образ Иисуса Христа.
В таком служении нет места унынию. На нашем пути, конечно, могут случаться неудачи, ибо плоть слаба и изменчива, но они будут лишь временной задержкой на этом пути. В любом случае эти неудачи не означают, что мы подвергаемся осуждению, но напротив, каждая из них обогащает наш опыт и ведет к восстановлению наших сил и продолжению деятельности во Христе. Как мы видели ранее, все внутренние проблемы, такие, как страх, напряженность, враждебное отношение к окружающим, ощущение собственной несостоятельности или чувство стыда, могут быть с легкостью преодолены, и человек делается свободным, готовым посвятить себя простирающемуся перед ним служению.
Это служение всегда, в любом своем виде будет иметь характерные приметы Нового Завета: простоту, свободу, действенность. Павел так описывает его:
«Но, отвергнувши скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека перед Богом»
(2 Коринфянам 4:2).
В предыдущей главе мы рассмотрели пребывание в Духе с двух сторон. Теперь можно двусторонне рассмотреть и служение Новому Завету. Во-первых, здесь говорится: «…отвергнувши скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия…». Опять поражает удивительная близость первого века и двадцатого. И во времена Павла встречались люди, которые считали, что у правильного служения обязательно должны быть немедленные и быстрые результаты. Независимо от того, общественное это было служение или частное, успех его измерялся чисто внешними показателями. И для достижения этого успеха люди готовы были обращаться даже к «скрытным постыдным делам».
Постыдные дела
Стоит только присмотреться к событиям сегодняшнего дня, как становится понятным суть этих «постыдных дел». Несомненно, они заключались в различных психологических уловках, в оказании давления на эмоции человека, в настойчивых требованиях к нему — всё это мы, к сожалению, так часто имеем возможность наблюдать вокруг нас. К этому относятся также и мощные рекламные кампании, агитационные листовки и плакаты, а также особо пристальное внимание к статистике и цифрам как к показателю успешного служения. Конечно, некая пропаганда вполне допустима, но только в чисто информативных целях. Самореклама же – это нечто совсем иное. Христос предупреждал об этом: «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится».
Павел решительно осуждает какие бы то ни было психологические приемы для достижения впечатляющих результатов. Вполне вероятно, что он и сам занимался всем этим в свою бытность фарисеем, а может быть, и уже будучи христианином. Но только не теперь. Подобные уловки больше не требовались этому зрелому «служителю Нового Завета». Более того, он отказывался прибегать к хитрости, как это, видимо, делали некоторые Другие вокруг него, так как считал, что за хитростью стоит готовность пойти на все что угодно, что обычно ассоциируется с людьми беспринципными, аморальными нечистоплотными в делах. В наше время самых разнообразных религиозных шарлатанов вряд ли нужно еще что-то пояснять. Таким людям поступиться принципами ничего не стоит, ибо они считают, что благая цель оправдывает любые средства.
Крайняя степень нечестности проявляется в тех людях, которые ради видимого успеха опускаются до искажения слова Божия, В первом веке количество письменных текстов Священного Писания было еще незначительно, поэтому Павел тут не имеет в виду подмену или переделку текста Библии. Речь здесь идет, скорее, об искажении смысла Писания или о неверном толковании истины, доведении ее до абсурда. Пример тому Именей и Филит, которые утверждали, что «воскресение уже было» (2 Тимофею 2:17-18). Они не отрицали воскре-сение как таковое, но они искажали слово Божие, говоря, что воскресение — это уже дело прошлого. То есть они учили лишь части истины, а не всему откровению. Многие новоявленные культы и религиозные течения следуют той же тактике, сея смуту в умах людей и причиняя им боль. Внешне зачастую все выглядит вполне по-библейски, но в действительности это хитрое и завуалированное искажение слова Божия.
Не нужно похвальбы
Такого рода приемы, по словам Павла, не нужны при служении Новому Завету. Напротив, они характеризуют нечто совершенно противоположное ему. Появление любого из них в служении свидетельствует о потворстве плоти. Существует множество способов, при помощи которых плоть пытается подменить работу Духа, чтобы создать видимость определенного успеха, который позволил бы повысить репутацию и укрепить положение данного человека. Поскольку в наши дни, как, очевидно, и в первом столетии, эта практика широко распространена, многие молодые, недостаточно зрелые христиане незаметно для самих себя попадают под ее влияние. И такая практика становится общепринятой, поскольку мало кто отзывается о ней неодобрительно. Но руководством нам должно служить слово Божие. В своем послании Павел говорит:
«Хвалящийся хвались о Господе. Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь»
(2 Коринфянам 10:17-18).