Но далее в послание Павла вновь вторгается все та же печальная действительность. И в этом – слава Евангелия: оно имеет дело не с неким идеалом, но с реальной жизнью. Конечно, если Бог — в ответе за все, что происходит, если Он желает, чтобы все люди обрели спасение, то тогда, в идеале, на любую проповедь Евангелия должно было откликаться множество людей. Но в жизни так бывает не всегда. А как же было в то далекое время? Апостол Павел рассказывает нам об этом:
«Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого»
(2 Коринфянам 4,3-4).
Опять здесь речь заходит о гордыне. Но теперь имеются в виду не те покрывала, которые надевают на себя верующие люди, а те, которыми прикрываются люди мирские, когда сталкиваются в своей жизни с благой вестью об Иисусе. Павел ранее уже говорил о том, что для одних его проповеди являются «живитель¬ными на жизнь», а для других — «смертоносными на смерть». Последние не видят ничего благого в благой вести потому, что умы их завешены покрывалом. Евангелие для них представляется чем-то нереальным, далеким от жизни, годным лишь для людей, склонных к религиозности. Но это ложное представление. Павел говорит, что у неверующих «бог века сего [сатана] ослепил умы». Обычно сатана гордыней закрывает людям глаза, и они становятся слишком уверенными в собст-венных способностях решать все свои жизненные про¬блемы. Они думают, что могут обойтись и без Иисуса и не считают нужным даже думать о Нем. Они не осознают, что именно в Нем — средоточие жизни, что в Нем все берет свое начало. Спорить с Христом -значит спорить с той самой силой, которая делает этот спор вообще возможным. Иисус есть Господь независимо от того, признает это человек или нет, и в конечном итоге пред Ним «преклонится всякое колено, и всякий язык исповедует, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца».
Не уклоняйтесь от жизни
Очень важно точно знать, когда именно происходит это бесовское ослепление. При поверхностном прочтении приведенного выше места может показаться, что умы людей оказываются закрыты уже после того, как они услышали благую весть. То есть они слышат Евангелие и отвергают его, вследствие чего умы их ослепляются. Многие именно таким образом понимают эти стихи. Но Павел ясно говорит, что ослепление людей происходит для того, «чтобы для них не воссиял свет благовество-вания», то есть именно до того, как они услышали благую весть. Они названы здесь «неверующими» не потому, что они не веруют в Евангелие, а потому, что они не верили во что-то другое еще до того, как услышали Евангелие, а именно — они не принимали действительность такою, какая она есть. Бог века сего Уже приучил их жить иллюзиями, жить собственными представлениями об этом мире. Они не желают видеть жизнь в ее истинном свете. Эти люди отвернулись от истины задолго до того, как услышали Евангелие, ибо они отказались воспринимать жизнь реально.
Наглядным примером сказанному может служить то, как многие люди стараются избегать слово «смерть». Смерть, конечно, явление не из приятных, но это та непреложная реальность, с которой всем нам предстоит, в конечном итоге, иметь дело. Обратите внимание, как некоторые люди неудобно чувствуют себя на похоронах, только и думая о том, чтобы церемония поскорее закончилась, чтобы они могли вновь вернуться в свой привычный мир иллюзий, который они принимают за настоящий. Вместо того чтобы реально разобраться, что есть смерть и как она влияет на жизнь (что, в итоге, может подготовить человека к принятию благой вести), эти люди предпочитают уходить от реальности, спрятав голову в песок, пока неизбежная встреча со смертью не лишит их последней надежды на спасение.
Бегство от действительности может проявляться по-разному. Большинство людей не любят видеть себя такими, какие они есть на самом деле. Они предпочитают верить в некий придуманный ими самими улучшенный вариант самих себя. Иногда, правда, случается, что маска внезапно спадает с них, и они видят себя в неприкрытом виде. Но обычно они стараются избегать каких бы то ни было неприятностей и сложностей, в результате чего оказываются в сетях бога века сего, уверовав в собственные фантазии и принимая мечты за реальность. До таких людей очень сложно донести Евангелие, и для многих из них оно оказывается «запахом смертоносным на смерть».