Но иногда можно встретить неверующего человека, который воспринимает жизнь здраво и не боится трудностей. Это люди с достаточной самодисциплиной, привыкшие получать приказы от других. К таким относятся военные и моряки. Услышав Евангелие, такие люди зачастую немедленно принимают его, так как в их представлении Христос – это «то, что нужно», к чему они стремились всю свою жизнь. Глаза их не ослеплены.
Очень печально, что люди, не принимая Евангелие, отвергают то, что так отчаянно искали в течение всей своей жизни. В основе благой вести стоит Христос, а Христос, как говорит о Нем Павел, «есть образ Бога невидимого». Посему эти люди никогда не познают, что есть образ Божий, а именно этого они и добиваются больше всего на свете. Бог в высшей степени независим, Он не нуждается ни в ком и ни в чем, помимо Себя Самого, однако Он в Своей любви отдает Всего Себя Своему творению. О подобной независимости страстно мечтают многие люди, для которых в этом и состоит образ Божий, потому-то они постоянно и требуют: «Позвольте мне быть самим собой! Я хочу быть самим собой!»
Подобие Божие
Но в своем ослеплении человек не понимает, что независимость такого рода возникает в человеке как следствие его зависимости. Бог сотворил человека по подобию Своему. Господь желает, чтобы человек был независим от других творений этого мира по той простой причине, что те сами, в свою очередь, зависимы от Бога. Змей не был далек от истины, когда сказал Еве, что «если вкусите, то будете как боги». Еве трудно было усмотреть в этом какой-либо подвох, ибо это было как раз то, чего желал Сам Бог. Он желает, чтобы люди были подобны Богу, чтобы они были благочестивы. Это ясно из Священного Писания.
«Что есть человек, что Ты помнишь его? …Не много Ты умалил его пред ангелами; славою и честию увенчал его»
(Псалом 8:5-6).
Но Ева еще не знала, что сделаться благочестивым возможно только через Иисуса Христа. Павел возвещает в Первом Послании к Тимофею:
«И беспрекословно –велика благочестия тайна: Бог явился во плоти…»
(1 Тимофею 3:16).
Благочестие есть не что иное как Новый Завет в действии, когда «все исходит от Бога, а не от нас».
Свет воссияет
Ну а как же те люди, чьи умы ослеплены? Неужели они безнадежны? Возможно ли образумить их в их темноте? Павел дает на это замечательный ответ:
«Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы – рабы ваши для Иисуса, потому что Бог, повелевший воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы. Божией в лице Иисуса Христа»
(2 Коринфянам 4:5-6).
Павел утверждает, что проповедовать Иисуса Господом, то есть основой всего и управляющим всем и вся, есть дело, угодное Богу, показывающее, что Господь всесилен и всемогущ. Это Он во время сотворения мира повелел воссиять свету, причем воссиять не во тьму, а из тьмы. Бог буквально велел тьме породить свет!
Но почему тогда эти люди названы «погибающими»? Павел пишет, что умы их ослеплены, то есть они живут во тьме. Они уже свернули с того пути, который Господь предназначил им для спасения – они не воспринимают действительность, как она есть (Евреям 11:6). Но эти люди все же не безнадежны, ибо Бог, Которого проповедует Павел, силен вызвать свет из тьмы. Если эти люди отвергают свет их жизни, присущий им изначально, то все равно остается вероятность, что, когда они услышат благую весть, Господь велит, и среди их кромешного мрака воссияет свет. Посему христиане всегда должны свидетельствовать с надеждою, что Всемогущий Бог в Своей воскрешающей силе просветит сердца многих. И Христос знал это, ибо сказал: «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет».
Иисус есть Господь
Павел считает себя одним из таких людей. До своего обращения он стремился угодить Богу и посвятил всего себя этой великой цели, делая для исполнения ее все возможное. Но тьма, в которой он жил, была настолько густа, что, когда он видел и слышал Иисуса, он не мог разглядеть в Нем Сына Божия, но видел в Нем лишь самозванца и бродягу. Но по дороге в Дамаск он внезапно был залит светом. Во мраке его незаурядного ума воссиял свет, озаривший тьму его преданного сердца. И тогда он обрел то, что так долго искал, – он познал славу Божию. И, к своему великому удивлению, он наглел ее там, где меньше всего ожидал,– в лице Иисуса Христа. Для молодого Савла вдруг все потеряло свое значение: его ум, преданность делу, его безупречная нравственность – они оказались бесполезными на пути постижения действительности. Все неожиданно прояснилось: Иисус есть Господь! Все сразу встало на свои места, мир вокруг и сама жизнь наполнились смыслом. И что самое главное, Павел нашел свое предназначение в жизни. Христос стал для него реальностью и пребывал с ним день и ночь. Отвага, покой и сила наполняли и обогащали его жизнь, превосходя все ожидания. Павел познал тайну благочестия.
Пережив такое, Павел начал делать основной упор в своих проповедях на одном очень важном для Бога моменте: «Мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы – рабы ваши для Иисуса». Слишком часто, проповедуя, люди ставят себя в пример другим, когда речь идет о решении какой-нибудь проблемы. Иногда мы говорим о церкви, о христианском образовании или христианском образе жизни, тогда как люди в настоящий момент нуждаются именно в любви Христовой. Церковь не спасает, знание христианской философии не исцеляет, доктрина без любви ничего не стоит – важно лишь то, что Иисус есть Господь, что без Него невозможна жизнь. Познание Его все расставляет на свои места.
Сердце, готовое служить
Из всего вышесказанного следует, что христианин должен быть служителем. Он должен понимать, в чем нуждаются окружающие, и помогать им так, как это требует от него его Господь, то есть быть «рабом для Иисуса». Он не есть раб человеческий, но раб Иисусов, вследствие чего и служит людям. Это очень важное и тонкое различие.
Однажды один мой друг рассказал мне следующее: «Я всегда был уверен в том, что должен служить людям. Но моя трагическая ошибка заключалась в том, что я стал их рабом. Я всегда чувствовал себя обязанным быть безотказным и откликаться на любую просьбу. Люди мне говорили, что и как, по их мнению, я должен сделать, и я беспрекословно старался все исполнить. А затем появлялись еще люди, и каждый Указывал мне, что еще, по их убеждению, от меня требовалось. Часто я оказывался в затруднительном положении, ибо не мог быть полезным одновременно всем и во всем. Но когда я внимательней изучил жизнь Христа, я понял, что Он был раб Своего Отца, но не Раб людей. Он слушал лишь тех, которых избирал Его Отец. Это новое понимание сделало меня свободным». Богу всегда угодна проповедь, основная мысль которой том, что Иисус есть Господь, и которая пронзает наше сердце готовностью идти и служить тем людям, которых Бог посылает нам. Но бог века сего хитер и коварен, он знает, как незаметно для самого человека переманить его во тьму. Бог воскресения ему не ровня. Господь открывает истину в свете славы Божией в лице Иисуса Христа.