Так что же ожидает нас впереди? Павел искусно подогревает наш аппетит и разжигает наше нетерпение своими неясными намеками на удивительное и великолепное будущее. Теперь же Павел формулирует все более конкретно:
«Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью»
(2 Коринфянам 5:1-4).
«От Бога жилище», «дом нерукотворный», «небесное наше жилище» – к чему относятся все эти выражения? Они, безусловно, противопоставлены «земному нашему дому, этой хижине», то есть нашему телу из плоти и крови. Но прежде чем подробнее разобраться в этих выражениях, обратите внимание на то, с какой уверенностью говорит Павел. Он так и начинает: «Ибо знаем…». Все очень определенно.
Люди сегодня, как и во все времена, стремятся угадать, что ожидает их за пределами смерти. Некоторые считают, что дух человеческий, покинув тело, перевоплощается в другую форму жизни, в другое человеческое существо. В доказательство они приводят свидетельства отдельных личностей (часто полученные посредством медиума или в состоянии гипноза), которые будто бы припоминали целые эпизоды из своей прошлой жизни. Но важно постоянно помнить, что Библия предупреждает нас о существовании «духов заблуждения», или бесов, которые без малейшего угрызения совести дредетавля-ются духами умерших и с радостью обманывают живу-щих. Есть также люди, утверждающие, что возможность познания того, что находится там, за роковой чертой, выходит за пределы человеческих способностей, так что правильное отношение к жизни заключается в том, чтобы во всем сомневаться и ни в чем не быть уверенным. Но Христос и апостолы говорили по-другому. Христос сказал, что Он пришел открыть нам истину, чтобы мы знали, а апостол Иоанн подчеркнул эту мысль словами: «Сие написал я вам… дабы вы знали». И Павел тоже заявляет здесь, что мы кое-что знаем о жизни после смерти.
То, что мы действительно знаем
Так что же мы, собственно, знаем? Во-первых, говорит Павел, мы знаем, что обитаем в земной хижине. Дважды называет он наше тело «хижиной». А хижины чаще всего являются временным пристанищем. Однажды мой приятель с семьей вынужден был жить в одном таком сарайчике, пока строился их коттедж. Там было не очень комфортно, но они с радостью мирились с этим, ожидая скорого переезда в новый дом. То же самое, по словам Павла, происходит с христианами: они в данный момент временно проживают в хижинах.
Далее апостол говорит, что «мы, находясь в этой хижине, воздыхаем». Вздыхаете ли вы когда-нибудь? Например, вставая по утрам? Павел очень верно подметил эту деталь. Мы часто вздыхаем по поводу жизненных неурядиц: возможно, наша хижина начала проседать, крыша прохудилась, опоры расшатались. Однако существует еще и вздох ожидания. Мы «воздыхаем под бременем, – пишет Павел, – потому что не хотим совлечься, но облечься». Никто не хочет лишиться своей телесной оболочки («совлечься»), однако же мы часто желаем чего-то большего, нежели может предложить нам наше тело. Мы чувствуем, что наши возможности ограничены. Не правда ли, слишком часто можно услышать от людей такой ответ на какое-нибудь предложение: «Я бы рад, но дух желает, да плоть слаба!» Это и есть «воздыхание под бременем» в желании облечься.
Небесный дом
В противовес той земной хижине, в которой мы находимся, Павел описывает вечную обитель, которая ожидает нас после смерти. Это «от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный». Это та самая «в безмерном преизбытке слава», которая производится уже сейчас нашими страданиями и испытаниями. И если рассматривать хижину как наше земное тело, то вечное жилище — это не что иное, как наши новые тела, которые мы получим при воскресении. Они описаны в Первом Послании к Коринфянам:
«Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничтожении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное»
(1 Коринфянам 15:42-44).
Описывая наше физическое тело как хижину, апостол Павел очень удачно сравнивает наше воскрешенное тело с домом. Первое — это жилище временное, второе — Жилище постоянное. Когда мы умрем, мы перейдем от преходящего к вечному, из хижины – в небесный дом. Вот как Павел описывает наше новое тело:
«Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою»
(1 Коринфянам 15:53-54).
Если сравнить данное место с тем, которое мы сейчас разбираем из Второго Послания к Коринфянам, глава 5, то мы видим, что и тут и там встречается одно и то же слово облечься. Наше с вами настоящее тленное тело должно облечься в жизнь нетленную, и наша смертная природа должна облечься в бессмертие. И тогда, пишет Павел, будет «поглощена смерть победою». О том же говорится и во Втором Послании: «чтобы смертное поглощено было жизнью». Оба эти места указывают на одно и то же: «дом нерукотворенный» из Второго Послания к Коринфянам есть «тело духовное» из Первого Послания к Коринфянам.
Временная хижина
Но тут для некоторых возникает проблема. Они говорят: «Если, по-вашему, «от Бога жилище» – это воскрешенное тело, то где же тогда обитает верующий в ожидании этого нового тела? Ведь воскресение не свершится до второго пришествия Христа. Как насчет всех тех святых, которые умерли за эти столетия? Их тела были погребены и не восстанут, покуда Господь не воскресит их в Последний день. Так где же они находятся все это время?»
На эти вопросы были предложены три очень разных ответа. Один из них таков: у умерших святых вообще нет тела до их воскресения. Они пребывают с Господом, но как бесплотные духи, несовершенные до обретения ими своего нового тела после всеобщего воскресения. Но эта точка зрения игнорирует слова Павла: «[Мы] желаем облечься в небесное наше жилище, только бы нам и одетым не оказаться нагими… воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься». Кроме того, и в Первом послании Коринфянам (15) и во Втором послании Коринфянам (5) явно подразумевается немедленное облачение, и нет никакого намека на период ожидания.
Вторая точка зрения заключается в том, что душа верующего после его смерти дремлет внутри его мертвого тела, а когда тело его восстает при воскресении, то душа просыпается. Но так как она пребывала в состо-янии сна со времени смерти человека, то она не имеет представления об этом промежуточном периоде и даже не подозревает, что спала. Такой ответ, конечно, снимает проблему отсутствующего тела, однако он прямо про-тиворечит местам из Священного Писания, где Сам Господь Иисус говорит одному из распятых злодеев: «Ныне же будешь со Мною в раю» и где Павел заявляет: «Желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Коринфянам 5:8).
Третья теория пытается решить данную проблему, предполагая, что «жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» – это вовсе не воскрешенное тело, а промежуточное, которое Бог дает верующему на время, пока не свершится воскресение, и, видимо, тогда это промежуточное тело исчезнет, и останется тело новое, воскрешенное. Но эта версия с трудом соотносится с определением «вечный», а также нарушает параллелизм между Первым посланием Коринфянам (15) и Вторым посланием Коринфянам (5). Так как нигде в Писании ничего не сказано ни о каком «промежуточном» теле, вряд ли можно считать эту теорию обоснованной.