На самом же деле проблемы, которую пытаются разрешить все эти странные концепции, не существует вообще. Она возникает только тогда, когда мы пытаемся спроецировать наши представления о времени и пространстве на вечность. Мы часто думаем о небесах как о продолжении нашей земной жизни, только в более крупных масштабах и в более совершенном виде. Замкнутые в нашем пространственно-временном мире, мы не представляем себе какой-либо принципиально иной жизни. Но следует всегда помнить, что время есть время, а вечность есть вечность. Это две вещи, совершенно не совпадающие. В этом так же трудно разобраться, как и в математическом понятии бесконечности. Многие люди представляют себе бесконечность как очень большое число. Однако если от большого числа отнять единицу, то это число у вас уменьшится на единицу, если же от бесконечности отнять единицу, в результате получится все та же бесконечность.
Артур Кастенс, известный канадский ученый и прекрасный специалист по Библии, автор серии научно-библейских исследований под названием «Путевые заметки», написал по этому поводу следующее:
«Самое важное, что следует отметить, это то, что в каком-то смысле Время относится к Вечности так же, как очень большое число относится к бесконечности. Бесконечность включает в себя любое очень большое число, но по сути своей эти величины кардинально отличные и независимые друг от друга. Аналогично и Вечность включает в себя Время, но по сути коренным образом отличается от него. Сжатие Времени никогда не приведет нас к Вечности, равно как нельзя ее достигнуть, непомерно Время растягивая. Нет никакой прямой зависимости между Временем и Вечностью; это две различные категории» (Путевые заметки, № 37).
Когда речь идет о жизни после смерти, необходимо помнить, что когда кончается время, начинается вечность. Время и вечность – это не одно и то же, и не надо пытаться отождествлять их. Время предполагает заключенность в рамки хронологической последовательности, непреодолимой для человека. Например, люди, находящиеся в одной комнате, застигнутые землетрясением, испытают самые различные чувства, но испытают их одновременно. В вечности события не случаются в хронологической последовательности. Там нет ни прошлого, ни будущего, только настоящее, только ТЕПЕРЬ, в течение которого и происходят все события. Человек испытает на себе некую очередность действий, но только по отношению к самому себе и только в соответствии со своей личной духовной подготовленностью. Поэтому вовсе не обязательно, что два разных человека испытают одно и то же только потому, что они случайно окажутся вместе.
Конец времени
Все это может показаться слишком запутанным, что, впрочем, так и есть, ибо во всех этих рассуждениях присутствует большая доля допущения. Но давайте обратимся непосредственно к Библии. Что же там говорится о том, что происходит с верующим, когда он умирает? Только не будем забывать главного: время и вечность — категории различные и как только верующий оставляет пределы времени, он вступает в пределы вечности. То, что, возможно, должно было бы случиться в весьма отдаленном будущем, вдруг явственно выступает перед взором человека в вечности, если он, конечно, духовно готов к этому. Поскольку самое великое событие, к которому Дух Божий сейчас подготавливает верующих в Него здесь, на земле, есть пришествие Иисуса Христа, то именно этим событием Господь приветствует всякого умирающего верующего. Возможно, пройдут еще десятки и сотни лет, прежде чем это действительно случится во времени, но этот конкретный человек уже находится вне времени. Он находится в вечности. Он видит Господа, грядущего «со тьмами святых (Ангелов) Своих», так же, как видел Его Енох, когда ему позволено было заглянуть в вечность, ему, седьмому от Адама, во времена, когда население земли было еще очень невелико (Иуда 1:14).
Где встречаются века
Но самое удивительное это то, что верующий, умирая, ни с кем не расстается и никого не покидает. Все, кого он любил, и кто познал Христа, пребывают с ним вместе, включая даже его еще не родившихся к тому времени потомков-христиан! Поскольку на небесах нет ни прошлого, ни будущего, так оно и должно быть. Даже все те, кто в то самое время стоит у края его могилы, оплакивая его кончину, а затем возвращаются назад в опустевший дом, разделяют с ним ту великую радость и славу. Артур Кастенс развивает эту мысль еще дальше:
«То, что переживает каждый отдельный святой Божий, испытывают в этот момент все предшествующие ему верующие и все, кто последует после него. Для них вся история, все время между их смертью и пришествием Христа вдруг исчезают и превращаются в ничто, и каждый из них, к своему великому удивлению, обнаруживает, что и Адам тоже только что умер и теперь присоединяется к нему на своем пути к Господу, и Авраам, и Давид, и Исайя, и Иоанн, и Павел, и Августин, и Хадсон Тейлор тоже, и вы, и я – все мы в единое мгновение встречаем Господа и предстаем пред Ним без всякого предпочтения, без промедления, никто не приходит слишком поздно или слишком рано» (Путевые заметки, № 37).
Благодаря этому поразительному свойству вечности Христос в твердой уверенности обещал Своим ученикам:
«И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я»
(Иоанн 14:3).
И это обещание относится не только к тому поколению христиан, но ко всем верующим и к каждому лично во все предшествующие и последующие века. Этим объясняется и то странное обетование в конце одиннадцатой главы из Послания к Евреям. Рассказывая об Аврааме, Моисее, Давиде, Иакове и Иосифе, автор говорит:
«И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства»
(Евреям 11:39-40).
«Достигнуть совершенства» — значит воскреснуть, и в этом месте Писания особо подчеркивается, что святые древности воскреснут вместе с нами, ожидая этого воскресения, будучи бестелесными духами (что, впрочем, как мы уже рассмотрели, мало вероятно), либо же каким-то иным образом оставляя пределы времени один за другим, чтобы все-таки воссоединиться всем вместе в великий и славный момент воскресения. Верное же понимание вечности подкрепляет такой вывод.