Чтобы мы совсем не потеряли голову от всех этих величественных картин нашего будущего и не забыли о дне сегодняшнем, Павел очень мудро напоминает нам, что будущее невозможно без настоящего.
«На сие самое и создал нас Бог, и дал нам залог Духа. Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа,– ибо мы ходим верою, а не видением,– то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа»
(2 Коринфянам 5:5-8).
Дважды в этом месте Павел говорит, что в преддверии грядущей славы наша теперешняя жизнь должна быть отмечена благодушием. А благодушие – это не улыбка сквозь зубы, но воодушевление, радость, ожидание и уверенность. Далее даются две причины, по которым нам необходимо быть благодушными. Во-первых, это то, что, приготовляя нас к будущей славе, Бог дал нам Духа Святого в залог. Нет смысла сомневаться, произойдет ли воскресение нашего тела, ибо само присутствие в нашем теле Духа воскресения делает это событие несомненным. Помните, что говорит Павел в четвертой главе своего послания: «Зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит чрез Иисуса и нас» (2 Коринфянам 4:14). Дух знает, как воскрешать тела, ибо Он уже проделал это однажды. Мало того, Он не только воскресил Христа, но и наш дух воскрешает постоянно с того самого момента, как мы становимся христианами. «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется». Сколько раз Дух Святой уже избавлял нас от ощущения смерти и окружающей тьмы, давая нам новую интересную жизнь, полную радости. И эта обновляющая сила есть залог того, что Бог все-таки введет нас во славу.
Главный принцип
Вторая причина нашей уверенности в сегодняшнем дне заключается в том, что, хотя жизнь после воскресения действительно описать сложно, тем не менее, живя в нашем настоящем теле, мы таким образом учимся, как жить в теле новом. Хотя, безусловно, воскресение будет для нас чем-то новым и необычным, оно будет не таким уж незнакомым. К.С. Льюис как-то сказал, что наши теперешние тела для нас, как пони для английских мальчиков. Они даны нам для того, чтобы, научившись на них кататься, мы были бы готовы пересесть на великолепных скакунов, которые уже сейчас в нетерпении перебирают копытами в своих небесных стойлах.
Чему же такому мы учимся сейчас, что будет так нужно нам потом? Это, конечно же, умению «ходить верою, а не видением»! Это – самый главный принцип, действующий в вечности, научиться которому мы должны здесь. В некоторых гимнах поется о том, что когда мы попадем на небо, тогда нам уже не нужно будет ходить только по вере, тогда мы сможем ходить по видению – мы ведь увидим Господа! Но это, конечно, не освободит нас от необходимости откликаться на Его зов, а напротив, сделает эту необходимость еще более желанной для нас. Вера есть отклик человека на то, что предлагает ему Бог. Как сейчас мы, живя Христом, веруем, так и тогда, живя Христом, мы будем отвечать на любовь Божию.
Дома теперь – дома потом
Павел использует очень интересное выражение для описания нашего состояния в теперешнем, земном теле и в теле новом: «Водворяясь в теле, мы устранены от Господа… желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа». В греческом оригинале слово «водвориться» означает буквально «находиться дома». Так, Павел говорит, что и в теле, и в Господе — мы как дома. Когда мы думаем о своем доме, у нас возникают самые приятные ассоциации: это место, где мы можем расслабиться, почувствовать себя свободно и естественно. И оказывается, что когда мы с вами войдем в великую, ожидающую нас славу, мы будем чувствовать себя точно так же, то есть как дома. Ибо главный принцип остается неизменен: здесь, дома в нашем теле, мы учимся ходить в вере легко и свободно; и там, дома в Господе, все будет точно так же.
Во Втором послании Коринфянам Павел описывает случай, поведанный ему одним человеком во Христе, который «восхищен был до третьего неба», в рай, но дважды говорит он, что не знает, в теле он был или вне тела. То, что пережил этот человек, совершенно не поддается описанию, и слова он слышал неизреченные, но он не понял, пребывал ли он в теле, или вне тела не потому ли, что для него это было настолько естественным, что он даже не заметил этого, так как чувствовал себя как дома?