Далее Павел говорит о проблемах, которые исходили непосредственно от людей. Это были удары, или избиения, которым он подвергался. Более подробно о них он рассказывает дальше в этом же послании:
«От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали»
(2 Коринфянам 11:24-25).
Все эти истязания оставили на его теле шрамы, так что он писал галатам: «Впрочем, никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа нашего Иисуса на теле моем» (Галатам 6:17). За ударами зачастую следовали темницы. Климент Римский писал, что Павла семь раз заключали в темницу, хотя в Писании говорится лишь о четырех. По крайней мере два из этих заключений продолжались по два с лишним года, так что Павел провел в неволе не менее пяти лет.
Но и это еще не все, ибо пребывал Павел и в изгнаниях, или гонениях. Речь идет о мятежах и беспорядках, которые он вызывал своими горячими и смелыми проповедями. Нет ничего страшнее разбушевавшейся неуправляемой толпы, готовой сорвать свой гнев на первом попавшемся беззащитном человеке. Но все эти опасности и переживания Павел перенес с торжествующим спокойствием.
Последняя подгруппа деяний, требующих от человека долготерпения, включает в себя прежде всего труды. Под этим словом Павел подразумевает тяжкий, изматывающий труд. Сам он трудился день и ночь не покладая рук, чтобы иметь возможность проповедовать Евангелие людям. Бывали у него и бдения, эти бессонные ночи, проводимые в молитвах и размышлениях. Вся эта деятельность указывала на искреннее желание и глубокую преданность Павла делу. Далее апостол упоминает посты. Речь идет о длительных постах, отчасти добровольных, отчасти вынужденных, из-за обстоятельств, в которых он оказывался. Но через все он прошел достойно и торжествующе.
Великая тайна
Так в чем же заключается секрет такого долготерпения? Конечно, не в том, что Павел, стиснув зубы и собрав волю в кулак, решил во что бы то ни стало доказать всему миру, на что он, Павел, способен пойти ради Христа. Такой настрой привел бы его к неминуемому поражению, что, впрочем, и произошло с ним в его ранние христианские годы. Тайна же этого великого терпения в сути Нового Завета: все исходит от Бога, а не от нас.
Дело в том, что Павел обладал такими качествами, которые помогли ему преодолеть все трудности на его пути. Среди них можно выделить четыре.
Первое — это чистота. Павел старался избегать всякого греха, который оскверняет человека, разлагая его тело и душу. Павел никогда не позволял себе вступать в какие-либо компрометирующие его отношения с другими людьми. Он тщательно следил за своими мыслями, ибо знал, что именно оттуда начинается разложение. Всегда, когда он уличал себя в нечистых помыслах, он не медля обращался к Господу Иисусу, чтобы получить очищение и прощение.
Второе – благоразумие. Павел сознательно направлял свой разум к познанию истины, которую он черпал в Священном Писании и в откровениях Божиих. Он оценивал людей и происходящие события не с человеческой точки зрения, а с точки зрения Господа, как она открывалась ему Духом, Который был его основным водителем по жизни.
Третья черта это великодушие. Греческое слово здесь μακροθυμκχ. Оно означает терпение, или терпимость по отношению к людям. По природе своей Павел был человеком нетерпеливым и сложным, но он был научен Духом Святым быть добрее к отстающим, с пониманием относиться к их слабостям и со смирением ожидать, пока Господь Сам не произведет в них необходимые перемены, ибо «пред своим Господом стоит он или падает» (Римлянам 14:4).
И наконец, благость. В греческом тексте это слово обозначает «сочувствие, доброту и мягкость, которые успокаивают окружающих и не причиняют им боли и страданий». Проявляться это отношение должно невзирая на лица: раб ли пред вами, или сам император.