Дальше вглубь
Но есть еще более глубокие вещи. Чистота, благоразумие, великодушие и благость — все это видимо со стороны. Это характеристика души и сознания Павла. Но в глубинах его духа скрывались силы, которые подкрепляли и делали возможным проявление в нем этих четырех свойств.
За всем и в основании всего находится Дух Святой третья ипостась Самого Господа Бога, от Отца и Сына исходящий, служащий залогом всего грядущего, постоянно пребывающий в сердце каждого верующего. Именно Он вдохновлял и поддерживал Павла во всех его начинаниях. Именно Он вдохнул в Павла жизнь Иисусову. И Сам Христос Духом Своим пребывал с Павлом, воодушевляя его и давая ему силы на преодоление всех трудностей и испытаний. Это же Он обещает и нам. Жизнь Иисусова имеет три отличительные особенности: любовь, истину и силу. Все это мы видим у Павла, чем он и объясняет все свои действия: нелицемерная любовь, слово истины и сила Божия. Неудивительно, что Павел сумел выдержать все испытания!
Наблюдатели
Но Павел еще не закончил. Новый Завет действительно задуман для того, чтобы сделать нас сильнее, но тем не менее он создан также и для того, чтобы мы влияли на окружающих нас людей. Вокруг нас существует мир, который постоянно наблюдает за нами и перед которым мы должны являть себя. Поэтому в последней группе, которую выделяет Павел, речь идет о действии оружия правды. Павел видит всю свою ценность в глазах Божиих, ценность своей праведности во Христе в том, что она является неким мечом, которым поражаются силы тьмы и разбиваются оковы, удерживающие людей во власти сатаны, и люди делаются свободными. Праведность – это обобщающее название всего того, что было перечислено выше: чистоты, благоразумия, великодушия, благости. Эти четыре вида оружия правды оказывают мощное воздействие на людей, но двояким образом.
Во-первых, такая правда имеет отношение и к правой руке, и к левой. Это выражение, по-видимому, восходит к словам Иисуса из Нагорной проповеди: «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Матфей 6:3). Под этим Христос подразумевал частную и общественную жизнь: правая рука – это жизнь общественная, а левая рука – жизнь частная. Таким образом, праведная жизнь затрагивает все сферы существования человека: и его общественные дела (например, взаимоотношения с другими людьми), и его личную жизнь (например, его мировоззрение). Истинное христианство не производит в человеке лишь поверхностные изменения, оно полностью меняет человека – как снаружи, так и изнутри. Во-вторых, последствия этих изменений тоже двояки: в чести и бесчестии. Освобожденные Христом люди оказываются в различном положении пред миром. Некоторые занимают почетное положение, как, например, Манаил, совоспитанник и член совета Ирода четвертовластника, упоминаемый в Деяниях (13), или Сергий Павел, обращенный римский проконсул, описанный в этой же главе. Другие же, возможно, оказываются в более скромном положении, и об их делах мир никогда ничего не узнает. Но и среди них не будет равных: кто-то получит порицания, кто-то похвалы. Христос предвещал это, говоря: «Если Меня гнали, будут гнать и вас, если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Иоанн 15:20). Но в чести или в бесчестии, при порицаниях или похвалах все верующие одинаково любимы Господом и в равной мере принадлежат Ему и наполняемы Духом Его Святым, и от всех от них ожидается, что жить они пред миром будут так, чтобы являть ему Евангелие Божие.
Парадоксальный человек
Итак, Павел подходит к завершающему описанию подлинной христианской жизни. Для некоторых он как человек наверняка покажется некоей загадкой, ибо вся его жизнь – это цепь парадоксов.
«…нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем»
(2 Коринфянам 6:8-10).
Эти слова вряд ли нуждаются в пояснении. Они говорят сами за себя. Но только человек, стоящий между двумя мирами, соответствует данному описанию. Такие люди чрезвычайно уязвимы, ибо разрываются между Богом и человеком. И мы должны смириться с мыслью, что нас могут называть обманщиками, почитать неизвестными, что мы будем постоянно находиться под угрозой наказания и жизнь наша будет подвергаться опасности. Мы должны быть готовы к тому, что будем нищи и не будем ничего иметь. Но следует помнить, что для Бога истиной является прямо противоположное. Для Бога мы дети Его, которых знают на небесах, которые живут и радуются в духе, в то время как плоть их истлевает; дети, которые имеют неисследимые богатства Христовы и которые являются сонаследниками всего творения, когда время сменится вечностью.
Раскройте жизнь вашу!
Неудивительно, что апостол Павел заканчивает свое великое откровение искренним призывом, исходящим из самых глубин его сердца:
«Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено. Вам не тесно в нас, но в сердцах ваших тесно. В равное возмездие, – говорю, как детям, – распространитесь и вы»
(2 Коринфянам 6:11-13).
Любовь, истина и сила – все это требует от человека определенного душевного отклика, чтобы проявиться в полной мере. Благодаря вере они смогут разрастись во всю свою мощь, даже если вера эта будет с горчичное зерно. Павел ничего не утаил от Коринфян, он расширил для них свое сердце, поведал им все, что Господь открыл ему. Их слабость объяснялась единственной причиной: они не желали откликнуться на истину, которую узнали, не желали поступать так, как им прежде уже советовал Павел. Он взывает к ним, как родной отец к своим детям: «Распространитесь и вы!»
Нынешнее плачевное состояние церквей во всем мире объясняется той же причиной. Христиане на самом деле не веруют в то, что исповедуют и о чем поют в своих гимнах. Они потеряли осознание величия Божия и веру в промысел Его в наши дни. Один известный пастор из Вестминстерской церкви в Лондоне, Д. Мартин Ллойд-Джонс, обратился к христианам с подобным Павлову призывом:
«Я обращаюсь к тем из нас, кто принадлежит к евангельским церквам. Опомнитесь, мы не можем продолжать жить нашей спокойной и размеренной религиозной жизнью, как будто в мире вокруг нас совершенно ничего не происходит! Мы так привыкли к определенному распорядку и устоям. И какие они были замечательные! Что может быть приятнее, чем наслаждаться своей милой религией в том виде, который стал таким привычным? Как чудесно просто приходить и слушать. Какая пища для ума и сердца, не говоря уже о чисто эстетическом наслаждении!