Божья истина может быть уподоблена узкой тропе, проходящей между двумя опасными обрывами. Другими словами, она находится между двумя пропастями заблуждений. Справедливость этого сравнения подтверждается нашей склонностью переходить от одной крайности к другой. И только помощь Святого Духа может сохранить нас в спасительном равновесии. Без этого мы неизбежно впадаем в заблуждение. Заблуждение заключается не столько в отрицании истины, сколько в ее искажении, в противопоставлении одной ее части другой.
История богословия убедительно подтверждает этот факт. Одно поколение людей Божьих ревностно и праведно выступало за тот аспект истины Божьей, в котором их собратья нуждались более всего. Следующее же поколение, вместо того чтобы ходить в истине и двигаться вперед, начинало отстаивать этот аспект истины интеллектуально, как принадлежащий именно их движению, и зачастую, защищая свою истину, они отказывались слушать противоположную сторону той же истины, на которую им пытались указать их оппоненты. В результате они утрачивали правильное направление и утверждали только то, во что верили согласно своей духовной позиции. Следствием этого оказывалось то, что истинный слуга Божий в следующем поколении был призван практически игнорировать то, что было так ценно в их глазах, и вместо этого обращать больше внимания на то, что они, если и не всецело отвергли, то полностью утратили из виду.
Некогда были сказаны такие слова: «Лучи света, производимые солнцем, звездой или даже свечой, составляют совершенную прямую линию. Наши же дела настолько далеки от Божьих, что даже самая уверенная рука не может провести идеально прямую линию» (Т. Гутри (Т. Guthrie), 1867). Так или иначе, ясно то, что человек, предоставленный самому себе, действительно никогда не был в состоянии сохранить прямой путь истины между двумя, как кажется, конфликтующими доктринами: суверенитет Бога и ответственность человека; избрание по благодати и повсеместное провозглашение Евангелия; оправдывающая вера Павла и добрые дела Иакова. Слишком часто, настаивая на верховной власти Бога, мы забываем сказать об ответственности человека. Если мы говорим о безусловном избрании, то от нас ускользает важность свободной проповеди Евангелия неспасенным. С другой стороны, где много говорится о важности евангельского служения и об отчетности человека, там сводится на нет или полностью игнорируется суверенитет Бога и истина о предопределении.
Многие из наших читателей были свидетелями примеров упомянутых заблуждений, но, кажется, немногие осознают, что именно такая трудность возникает, когда делается попытка установить правильное соотношение между верой и делами. С одной стороны, некоторые заблуждаются, приписывая добрым делам место, которое Писание им не отводит; с другой стороны, имеются такие верующие, которые забывают отдать добрым делам то место, которое им, согласно Писанию, принадлежит. С одной стороны, серьезное заблуждение – считать, что любое доброе дело зарабатывает для нас оправдание в глазах Бога. С другой стороны, не менее виновными окажутся и те, кто отрицает, что добрые дела необходимы для достижения небес, и утверждает, что они являются всего лишь проявлением плодов нашего оправдания. Мы хорошо понимаем, что ступаем (если так можно выразиться) по тонкому льду и стоим перед серьезной опасностью впасть в ересь. Тем не менее, мы находим целесообразным просить Божественной помощи для разрешения этой трудности, а потому отдаем ее Самому Богу.
Иногда значимость веры если не полностью отметалась, то, по крайней мере, значительно умалялась из-за желания людей подчеркнуть важность добрых дел. В других кругах, известных как ортодоксальные (и они являются тем, что мы главным образом имеем теперь в виду), добрым делам слишком редко отдавалось должное, и всё реже исповедующие христиане желали относиться к этому аспекту христианской жизни с апостольским вниманием. Нет сомнений в том, что иногда это происходит из страха недооценить важность веры и ввести грешников в фатальное заблуждение, когда они вновь станут полагаться на собственные дела, а не на праведность Христа. Однако все эти опасения не должны препятствовать проповеднику провозглашать «все наставления Божьи». Если тема его проповеди – вера во Христа как Спасителя грешников, то он должен полностью и без отклонений преподать эту истину. Он должен так объяснить вопрос благодати, как это сделал апостол, отвечая на вопрос темничного стража в Филиппах (Деяния 16:31). Но если темой его проповеди является важность добрых дел, то он обязан сказать на эту тему все, что говорит Писание. Да не забудет он Божье повеление: «…чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам…» (Титу 3:8).
Это последнее приведенное место Писания имеет особенное значение в дни опустошенности и вседозволенности, ничего не стоящего исповедания и пустого тщеславия. Выражение «добрые дела» в единственном и во множественном числе встречается в Новом Завете не менее тридцати раз. Однако, судя по той редкости, с которой многие проповедники, считающиеся здравыми в вере, используют, подчеркивают эти тексты и рассуждают над ними, многие слушатели могли бы сделать вывод, что эти слова встречаются в Писании не более одного-двух раз.
Говоря на несколько иную тему, Господь сказал однажды иудеям: «…что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Марк 10:9). Бог соединил две наиболее важные и благословенные вещи, которые никогда не должны разделяться в нашем уме и сердце (см. (Ефесянам 2:8-10), и, тем не менее, они наиболее часто разделяются на современной кафедре. Как часто можно слышать проповеди, построенные на двух первых стихах, которые ясно заявляют о спасении по благодати через веру, а не от дел. И как редко нам напоминают о том, что предложение, которое начинается с благодати и веры, завершается в стихе 10, где записано, что «мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять».
В самом начале этой книги мы сказали, что читать Библию можно по самым различным причинам и с различными целями. Однако текст (2 Тимофею 3:16-17 проясняет нам, для чего именно Писание полезно, то есть, «для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». Остановившись на том, что говорит Писание о Боге и Христе, об обличении и исправлении нашего греха, как оно наставляет нас относительно молитвы, давайте же теперь рассмотрим, как оно готовит нас «ко всякому доброму делу». Это – еще один критерий, по которому каждый искренний верующий, с помощью Святого Духа, может проверить, насколько велика польза, получаемая им от чтения и изучения Писания.