Многие люди знают молитву «Отче наш, сущий на небесах…» Она записана в Евангелии от Матфея (6:9–15). Кто заучил эту молитву в детстве от бабушки или от дедушки, от матери или от отца, у того она останется в памяти на всю жизнь. Нужно полагать, что эту молитву знали и Гитлер, и Сталин, и Хрущев. Один и второй некоторое время учились в духовной семинарии, а третьего учила молиться Богу бабушка.
Значит, знание молитвы «Отче наш» не делает человека верующим. Больше того: человек может иметь в памяти не только молитву «Отче наш», но все Евангелие и в то же время не иметь ни одного слова в своей жизни.
Ученики Иисуса Христа обратились к Нему с просьбой: «Учитель, научи нас молиться». Он ответил: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах…» В этой молитве заключено богословие.
Христос открывает нам Бога, как Отца, но чтобы назвать Бога Отцом, разумеется, надо быть Его чадом, рожденным от Него. Ведь не случайно сказал Иисус Христос непокорным иудеям: «Вам отец – дьявол» (Иоанн 8:44).
По своей греховной природе человек – богопротивник. Он не может быть дитем Божиим до тех пор, пока не обратится к Нему, не уверует во Христа, как Сына Божия, пока не покается, пока не примет от Христа новую природу. Блудный сын был мертв для отца до тех пор, пока не вернулся к отцу. Помните слова отца: «Сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лука 15:24).
Бог – Творец всего человечества, но не Отец всего человечества. Если бы все люди были Его детьми, никто бы не искал своих прародителей в скелетах обезьян.
Священное Писание говорит: «От одной крови произвел Бог людей» (Деяния 17:23–29) и там же продолжает: «чтобы они искали Бога». Но миллионы людей не только не ищут Бога, но оскорбляют Его, ведут войну против Него и даже преследует тех, кто активно возвещает Его имя.
Бог любит всех людей отцовской любовью, но не все хотят признавать Его Отцом, а друг друга – братьями и сестрами. Бог через пророка Малахию когда–то говорил:
«Если Я – Отец, то где почтение ко Мне?»
(Малахия 1:6).
Можно представить, как чувствует себя отец, если его сын или дочь, которым он отдает все самое лучшее, никогда не говорят ему спасибо и вообще не называют его отцом, а просто стариком, да и не хотят с ним разговаривать. А ведь в таком положении по отношению к Богу находятся миллионы людей. От Бога они получают подарок за подарком, а чтить Его, иметь общение с Ним – не хотят. Но Бог поругаем не бывает. «Что посеет человек, то и пожнет».
Отец имел 3 дочери и два сына. Он вырастил детей, дал им хорошее образование, тяжело работал, но поставил детей «на ноги», и они от него ушли. А вскоре умерла жена. Отец остался в домишке один. Он стал никому ненужным. Долго жил отец в одиночестве. Однажды он купил дорогой чемодан с драгоценной отделкой. Это заметили дети и каждый подумал: «Значит, в сундуке хранится что-то ценное, если сундук такой дорогой…» И каждый начал приглашать отца в свой дом, задабривать его.
Вскоре отец умер. Дети открыли сундук для дележа наследства, а в сундуке лежали старые тряпки, выношенная его рабочая одежда.
Все пятеро детей смотрели друг на друга удивленными глазами. Старший сын, Соломон, рассмеялся:
– А все-таки наш отец был мудрым человеком. Таким негодяям, какими были мы по отношению к отцу, лучшего наследства не полагается.
Отец Небесный имеет для каждого человека драгоценный подарок – вечное спасение во Христе Иисусе. Спасение – дар Божий во Христе Иисусе, – говорит Св. Писание (Ефесянам 2:8). Принявшие этот дар имеют от Него и драгоценное наследство, хранящееся на небесах (1 Петра 1:4).
Второе слово молитвы, которой учил Христос учеников Своих, очень маленькое, только три буквы: «наш». Это слово выгоняет из молитвы всякий эгоизм.
– Господи; дай не только мне, но и брату моему…
Поэтому, братолюбие является отличительной чертой живого христианства. Где его нет, там нет и христианства. Бог – Отец не только мой, но и всех, кто верует в Него искренне и сердечно. Перед Богом мы все равны: все грешники, все нищие, но, родившись от него, становимся братьями и сестрами во Христе.
Верующего окрыляет и третье слово Господней молитвы – «сущий». Сущий означает – живой, существующий, действующий в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой.
Когда молящийся проникается сознанием, что он молится Богу сущему, благоговение наполняет его душу, исчезают страхи. Кто верит в Бога сущего, тому легко преодолевать жизненные проблемы. Мы, люди, не сироты, если только верим и доверяем Небесному Отцу.
Дети Божии обращаются к Богу в молитвах не от случая к случаю, а ежедневно, не только в тяжелые минуты, но и в минуты радости и благоденствия.
Поразительно, что когда нагрянет беда, взывают к Отцу Небесному и те, кто практически Его не признает. У Юлии Друниной, популярной советской поэтессы, есть стихотворение «1941–й». Она откровенно признается, что, когда немцы сбрасывали бомбы, Богу молились даже атеисты:
Было летнее небо чисто,
В ржи закутались васильки.
И молились мы, атеисты,
Чтоб нагрянули «ястребки».
Атеисты не верят, что все проблемы нашего времени, все без исключения, большие и маленькие, могут быть разрешены в Иисусе Христе и только Им. Мы, христиане, утверждаем, что в Боге есть сила для спасения грешника, как читаем в молитве: «Ибо Твоя есть сила…» Бог обладает не только спасающей силой, но и охраняющей. Великое обетование дал Отец Небесный тем, кто доверил Ему свою жизнь, надеющимся на Него:
«Он дает утомленному силу, и изнемогающему дарует крепость. Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе; поднимут крылья, как орлы, потекут и не устанут, пойдут, и не утомятся»
(Исаия 40:29-31).
В этой бурной жизни верующие так же, как и неверующие, подвержены утомлению, – бывает даже больше, но верующие имеют Небесного Отца, щедрого, любящего, всемогущего. Он дает им силу, энергию, смелость, вдохновение, чтобы помимо прочих земных дел и обязанностей возвещать людям об Отце, сущем на небесах.
Слушай, человек, ты стоишь на весах, Проси, что тебе дороже: «Отче наш, сущий на небесах», Будь сущим в сердцах тоже.
Книга издана издательством
«Свет на востоке»