На первый взгляд эти два слова – свобода и рабство – кажутся несовместимыми. Две противоположности, одна отрицает другую. И все-таки, свобода может уживаться с рабством. Как это выглядит на практике? Пример, который я приведу ниже, объяснит это положение.
В 1944 году судьба свела меня с одним инженером-технологом. Назовем его Голубевым. Из Нюрнбергского лагеря пленных он вступил во Власовскую армию, первая дивизия которой тогда только что начинала формироваться в Мюнзингене, возле Ульма. Я полюбил Голубева за его искренность и убежденность. Война подходила к концу, и он мог бы выжить в лагере до окончания войны, но Пражский манифест всколыхнул его душу, и он сделал этот шаг. Он был убежден, что гитлеризм – величайшее зло, но он знал, что и деспотизм Сталина – не мед. В 1945 году я потерял следы Голубева, а четверть столетия спустя почтальон принес мне письмо от того же самого Голубева. Это письмо и ответит нам на вопрос: совместима ли свобода с рабством?
«…Не знаю, как теперь мне тебя величать: батюшка, отец или владыка? Хотелось бы обратиться к тебе по старинке – Николай. Я еще в Германии слышал, что ты ударился в религию. Это мне показалось странным. А теперь мне начали, попадаться номера газеты с твоими статьями, прочитал и твою книгу «Жизнь, как она есть», и это навело меня на глубокое раздумье. Захотелось и мне разобраться в странной философии жизни и приобщиться к мудрости Божией.
То, о чем ты пишешь, не похоже на ту религию, которую я критиковал в мои комсомольские годы. Потому и прошу прислать мне Библию и какие-нибудь к ней комментарии. Я ведь Библию до сих пор не читал, хотя и числюсь христианином. От политики я ушел давно. На этом поприще у нас развелось много шкурников. Я работаю чертежником, (заработок хороший, но жизнью недоволен. Мы бежали от одного рабства, а попали в другое – в рабство доллара). Конечно, в этом не Америка виновата, а мы сами, жадные к накоплению, как мухи к меду. На этой почве у меня произошла большая семейная трагедия. Пришлось развестись с женой, я начал пить, но об этом в другой раз…»
Долго я сидел с этим письмом в руках и вспоминал, как мы когда-то вместе мечтали о свободе. Меня тронуло его признание: «Мы бежали от одного рабства, а попали в другое». Человеку некогда подумать о душе.
Оказывается, жить в свободной стране и быть рабом – не только совместимо, но стало характерным для миллионов людей. И тут мне на память пришли слова Иисуса Христа, сказанные Им не кому-нибудь, а к уверовавшим в Него иудеям: «Если Сын (Христос) освободит вас, то истинно свободны будете» (Иоанн 8:36). Не поверили иудеи этим слонам Небесного Учителя. Не верят этим словам и миллионы гак называемых христиан.
Прежде, чем говорить о свободе, спросим самих себя: какая свобода нам дороже всего? Правовую свободу можно найти сегодня во многих странах мира. В Америке мы нашли свободу слова, печати, демонстраций, свободу религии. Но только ли в этом нуждается человек? Может ли эта свобода сделать человека свободным от власти греха и зла, сделать его счастливым? Письмо, приведенное выше, как раз и говорит о том, что для счастья человеку нужна еще другая свобода – освобождение от греховного рабства.
Михаил Пришвин, выдающийся писатель (умер в глубокой старости), положивший в основу своего творчества раскрытие тайн природы, писал в дневниках: «Природа всегда вела меня к пониманию великого сокровища – свободы. Но вот недавно я понял, что я сам в себе – раб: не то делаю, что хочу, а что не хочу – делаю. А вот в природе этого не бывает».
Друг-читатель, разве вам не знакомо это чувство, это переживание? Знал ли Пришвин слова ап. Павла или нет – мы не знаем, но он с удивительной точностью повторил слова его утверждения:
«Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я то делаю, но живущий во мне грех»
(Римлянам 7:19-20).
И далее ап. Павел восклицает: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти»! Другими словами: «Кто избавит меня от рабства?» А двумя стихами ниже ап. Павел торжественно провозглашает: «Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти».
Это как раз то, что необходимо каждому человеку, включая и граждан свободолюбивой Америки, включая и Голубева – освобождение от закона греха и смерти.
Только Христос может и желает разбить цепи нашего рабства, но это может быть только тогда, когда человек добровольно отдает себя в Его могучие руки.
Мы знаем из личного опыта, и ап. Павел подтверждает, что «плоть желает противного духу, а дух противного плоти» (Галатам 5:17), и Бог не желает искоренить нашу плоть, но когда Христос получает право царствовать в нашем сердце Духом Святым, Он освобождает нас от закона греха и смерти, уничтожает наше греховное, гордое «я» точно так, как дезинфицирующее лекарство уничтожает зародыши смерти в теле больного заразной болезнью.
Греховное рабство – повальная болезнь человечества. Как трудно доходит до сознания людей слова Св. Писания: «Кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Петра 2:19). На самом деле, если человек не может освободиться от пристрастия, скажем, к курению, то выходит, что он – раб сигареты, и не он ее курит, а она его.
Великое счастье – не быть рабом греху (Римлянам 6:6), а быть рабом Богу. Печально, что и верующий может оказаться в рабстве той или иной греховной привычки, а что еще хуже – рабом какого-нибудь партийного лидера или еретика, извращающего Св. Писание. Вот почему ап. Павел пишет верующим:
«Вы куплены дорогою ценою: не делайтесь рабами человеков»
(1 Коринфянам 7:23).
Да поможет всемогущий Бог Голубеву и миллионам других найти истинную свободу во Христе Иисусе.
Книга издана издательством
«Свет на востоке»