Борьба за нового человека – вот основная тема газетных и журнальных статей, да и всей литературы в атеистическом мире. Читая об этом, удивляешься и спрашиваешь самого себя: где же этот новый человек с новой моралью? Чем он занят? О чем думает? К чему стремится?
Новый человек должен иметь новые идеи, новое отношение к жизни и к людям, его окружающим, новое отношение к самому себе, новую мораль. Но, к сожалению, ничего этого нового не видно даже в положительных героях, с которыми мы встречаемся в литературе и в жизни.
Корреспондент предлагает Алле, ленинградской студентке, вопрос: «Какая черта твоих ровесниц тебя больше всего беспокоит?» Алла отвечает: «Меня беспокоят разговоры о свободе личности. Привлекательная идея, но если прислушаться, то разговор ведется о свободе носить космы до плечи да узкие джинсы с заплатками на ягодицах. О внутренней свободе эти люди не думают».
Честный и справедливый ответ. Что понимает Алла под внутренней свободой – не известно, но быть внутренне свободным – мы понимаем, это значит – не быть порабощенным вредными душе и телу привычками, не идти за толпой, не быть рабом того или иного греха. Это идеал, но о нем не желает думать новый человек социалистического, а равно и капиталистического общества. Этот идеал его не привлекает, и думать о нем он не желает. Новый человек нашего времени живет в плане плотской, сугубо материальной жизни. И здесь мы видим поразительное сходство молодых людей Запада и Востока.
Меньше работать – вольготней жить… Таковы интересы нового человека, которому не знакомы высшие ценности, для которого жизнь обезличена, лишена благородной божественной цели и смысла.
Несмотря на такие результаты, атеистическая пропаганда утверждает, что Бога нет, бессмертия души нет и вообще пуша не существует. На такой философии далеко не уедешь.
На этом можно было бы поставить точку, если бы мы не знали другого пути обновления человека, пути, на который зовет людей Евангелие Христа. «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Коринфянам 5:17).
Новая тварь – люди, которые знают Иисуса Христа по личному опыту, испытали Его любовь, знают Его как личного Спасителя. У них и мысли, и желания, и чувства новые. Таких людей мало, но они есть. Они есть и в социалистических, и в капиталистических странах.
Как-то польский журналист описал случай, свидетелем которого он был в Москве при посадке в автобус. Молодой человек (читайте – «новый») в присутствии женщин ругался нецензурными словами. Это смутило журналиста, и он попытался устыдить хулигана:
– Как вам не стыдно, товарищ, ругаться такими словами! Ведь вы же русский человек, образованный…
– Я не русский, а советский, – отпарировал новый человек в ответ.
Построить с такими людьми справедливое, счастливое общество, равноправное общество, где бы каждый работал по способности, а получал по потребности – чистейшая утопия. Сама идея изгнать Бога из жизни, из души, а потом создавать в этом человеке высокую социалистическую мораль – нелепость.
Эту нелепость ярко показал в своем стихотворении немецкий поэт из восточной Германии Энценсбергер. Это стихотворение напечатал А. Твардовский, когда был редактором журнала «Новый мир» (№ 8, 1967).
О ТРУДНОСТЯХ ПЕРЕВОСПИТАНИЯ
Воистину великолепны великие замыслы: Рай на земле, всеобщее братство, Перманентная ломка… Все это было бы вполне достижимо, Если б не люди… Люди только мешают:
Путаются под ногами, вечно чего-то хотят.
Сегодня на карту поставлено
Все наше будущее, а они говорят:
«Недурно бы выпить пива!»
«Подраться бы нужно от скуки
И нос до крови расквасить!»
Ну, скажите, можно ли с ними построить
Могучее государство?
Это не юмореска. Это горькая действительность. «Если бы люди были иными…» Но людей может сделать иными только сила свыше, Божия сила, которую люди не хотят признавать.
Да, для людей нужна революция, нужна революция сердца, революция духа, которая может изменить все содержание человека. Без такой революции человек не может найти счастье, свое место на земле, найти смысл жизни и счастливую вечность.
Призыв к такой революции, призыв к покаянию, призыв к принятию Евангелия Господа Иисуса Христа атеисты считают мракобесием.
Старый мир с его бесконечными проблемами сегодня не удовлетворяет человека, а путей к новому он не знает, да и не ищет их. Человек обновляется только внешне, а внутренне он остается грешником, пленником своего «я» и рабских привычек.
Только живая вера в Бога, знание Истины, основанное на встрече с Иисусом Христом, рождает нового человека, побеждающего кризис духа, уныние и отчаяние, которыми охвачен сегодня весь мир.
Книга издана издательством
«Свет на востоке»