Об одиночестве я узнал не из романов, а когда зимой 1943 года немцы посадили меня в одиночную, абсолютно темную и холодную камеру, подозревая меня в связах с советскими партизанами. Всеми заброшенный и никому ненужный, я отсидел к камере 10 дней и 10 ночей. Они мне показались десятью годами.
Многие люди знают, что такое одиночество по личному опыту, но полное, абсолютное одиночество испытал только Господь Иисус Христос, будучи распятым на кресте. Тягостное чувство одиночества, душевные и физические боли заставили Его громко воззвать: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» На кресте, когда грехи всего мира угнетали Его колоссальной тяжестью, Христос был одинок в полном смысле этого слова. Отец Небесный в ту минуту отвернул от Него Свое лицо.
Разобщение с людьми, тюремное одиночество – очень тягостное состояние, но душевное одиночество гораздо тягостнее. Можно жить на свободе, быть всем обеспеченным и испытывать чувство оставленности, одиночества. Некто сказал такие слова: «Город – это место, где люди толпятся вместе, а живут врозь, одиноко». Город не соединяет, а разъединяет сердца.
Самое тяжелое наказание – одиночка в тюрьме. Известно немало случаев, когда люди, отсидевшие продолжительные сроки в одиночных камерах, становились ненормальными. Какова природа всех обществ, клубов, корпораций, содружеств, ячеек? В их основе – неудержимое тяготение души человека к общению друг с другом. Народная пословица говорит: «Одна головня и в печи не горит, а две – и в поле не гаснут».
Однако, общение с людьми не всегда оказывает на нас положительное действие. Почему? Потому что общение бывает разное. «Плохие сообщества развращают добрые нравы», – говорит Библия. От плохого сообщества не жди хорошего воздействия.
Человек создан Богом для общения друг с другом на честных основаниях, а это возможно только тогда, когда человек и его собрат имеют общение с Богом.
Нам нужно общение друг с другом как хлеб, как вода, но как часто друзья разбегаются в стороны по таким пустячным причинам, что даже сам сатана может рассмеяться от неразумности человеческой.
Бог сказал: «Нехорошо быть человеку одному». Бог дал человеку помощницу – жену. Но это не все. Бог имел в Своем предвечном плане личное общение с человеком. И только такое общение может исключать одиночество.
Грех принес роковую беду. Грех разорвал общение человека не только с Богом, но и друг с другом. Каин, совершив братоубийство, оказался одиноким. Страдая от этого одиночества, он воскликнул: «Это наказание больше, чем я могу снести».
В наше время многие люди жалуются на одиночество. Есть ли средство победить одиночество? Да, есть! В. Ф. Марцинковский сказал так: «Со Христом и в тюрьме свобода, а без Него – и на свободе тюрьма». Если наше упование – Христос, а наша жизнь сокрыта в Нем, тогда наше сиротство будет похоронено раз и навсегда.
Молитвенное общение с Богом кладет конец одиночеству. Если вас никто не посещает – посетите сами тех, кто одинок и вместе помолитесь: ваше одиночество будет сглажено. Два одиноких, встретившись друг с другом, уже не будут чувствовать себя одинокими, если они найдут общий язык. А общий язык связан с общими интересами, а общие интересы приходят от общности упований, общности веры.
Но в одиночестве есть и положительная сторона. Чувство одиночества содействует покаянию. Когда Петр оставил Христа, отрекшись от Него, он «вышел вон», оторвался от толпы. В ту ночь не было на свете более одинокого человека, чем Петр со своим грехом отречения. Христос на него взглянул, и, раскаявшись, Петр горько заплакал.
Существует два рода одиночества: одиночество пространства и одиночество духа. Рыбак, оторванный от земли и людей, оказавшись в открытом море, чувствует одиночество пространства. Но это одиночество относительное. В безбрежном море можно чувствовать рядом близкие и дорогие сердцу души. Петр после своего отречения прочувствовал одиночество духа. Это очень тяжелое чувство и в то же время благотворное. Испытанный, смелый рыбак плакал, как дитя. Эти слезы покаяния видел Христос, и в этом Ныло спасение Петра. В этом спасение каждого, кто открывает свое сердце Христу таким, как оно есть.
Бог желает говорить с человеком только наедине и потому одиночества не надо бояться, ибо наша душа совершенствуется только тогда, когда мы бываем наедине с Богом.
Согрешив, Петру не было нужды «уходить ВОН». Он мог оставаться там, где он находился. Но ему нужно было уединение, размышление над своим поступком, что и привело его к раскаянию, а затем – к прощению.
Многие люди откладывают встречу с Иисусом Христом до преклонных лет. Это роковая ошибка, потому что в преклонные годы у человека притупляется сознание и чувство греховности, а следовательно и возможности примирения с Богом.
От души советую всем и каждому не тяготиться одиночеством, а разделить его со Христом. Разве Он не сказал; «Приходящего ко Мне не изгоню вон». Да, это Его слова. А Христу можно и нужно верить.
Книга издана издательством
«Свет на востоке»