«Что слава? Без следа мелькнула и погасла… а красота всегда для всех людей – богатство!» Что больше всего нас удивляет и поражает в окружающем нас мире? Что приводит в умиление наши сердца, волнует нас и радует? – Красота! – скажет всякий.
– Красота! – скажет каждый, кто хотя однажды останавливал свой взгляд на восходящей радуге, кто хотя однажды присматривался к голубому цветочку «Анютины глазки», кто хотя однажды наблюдал, как угасает рдеющий закат, как искрится восходящее солнце, отраженное в тихом озере.
– Красота! – скажет каждый, кто хотя однажды видел величественные горы, кто видел бескрайние зеленые луга и ноля, кто видел цветение садов ранней весной, кто прислушивался к пению птиц в весеннем лесу.
– Красота! – скажет каждый, кто слушал в русском селе задушевную хороводную песню, кто, прикрывая глаза ладонью, смотрел на бескрайние снежные просторы, кто наблюдал, как маленькая пичужка благоустраивает свое гнездышко, кто еще не забыл материнскую песню над колыбелью, кто знает, как пахнет цветущая гречиха, как пахнет цветущая липа, кто видел, как невинно улыбается ребенок, как капает роса с ландышей.
Красота! – какое великое и объемное слово! Не хватило бы жизни для описания красоты земли, на которой Творец поставил человека управляющим.
Но красота земли не может быть сравнима с той красотой, какую открыл Бог человеку в Сыне Своем Единородном, Иисусе Христе. Красота Его учения, Его жизни, Его любви не поддается сравнению. Она – верх совершенства.
Размышляя об этом, русский, когда–то популярный поэт К. Д. Бальмонт, написал:
Одна есть в мире красота – Любви, печали, отреченья И добровольного мученья За нас распятого Христа.
«Красота спасет мир» – так пророчески изрек Достоевский, соединяя воедино красоту и Бога.
Однако, есть много людей, которые преклоняются перед красотами природы и мироздания и не подозревают того, что они бессознательно преклоняются перед Богом, ибо Бог и красота – неразделимы.
Все помыслы истинных поэтов, композиторов, художников направлены к изысканию и раскрытию подлинной красоты, потому что без этого немыслимо счастье и совершенство, немыслима гармония, а следовательно – немыслима и вечная жизнь. А ведь это же самое главное!
Человек никогда не будет счастлив, если не будет уверен, что жизнь вечная – его достояние, гарантированное и обеспеченное Творцом.
Писание нам открывает, что всех, кто любит Бога, Он приведет в Царство немеркнущей, вечной красоты. «Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
Об этом мы читаем в Первом послании Коринфянам (2:9), и здесь очень важно запомнить два слова: «любящим Его». Бог приготовил Царство немеркнущей красоты для тех, кто любил Бога. А любовь к Богу неотделима от любви к человеку. Непостижимая сущность любви – это тоже красота, это красота духа, перед которой меркнет все видимое, все материальное.
Чарующая, привлекательная и незабываемая красота мира материального – это только отражение красоты духовной, еще более выразительной, еще более радующей.
Известно, что многие домашние хозяйки любят украшать свои дома всевозможными цветами. Цветы не только ласкают наш взгляд, но и очищают воздух. Не напоминает ли это нам призвание христианина – не только быть украшением мира, но и очищать атмосферу от зла и неправды, от тлетворного влияния греха.
Красота, которую нам открывает непревзойденный образ Христа – это совершенная любовь к человеку – грешнику. Бог желает не только спасти человека, но и дать ему венец красоты. «Побеждающему дам вкушать сокровенную манну и белый камень, а на камне новое имя» (Откровение 2:17).
Белый камень в данном случае символизирует свет, без которого мы ничего бы не знали о красоте. Красота и свет – неразделимы.
«Да будет свет!» – таковы первые слова, сказанные Богом при сотворении земли. Мир без света – великая и страшная ночь, это мир без жизни, а следовательно и без красоты, потому что сама жизнь – это уже красота. Мир без света – это мир без Бога. Писание говорит, что «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы». Поэтому должно быть естественным стремление каждого человека к духовному свету, ибо только в духовном свете принимается душой красота земли. А так как Бог – источник света и красоты, то отвержение Бога является величайшим безумием.
Известно, что без лучей солнца немыслимо существование человека, а ведь если луч солнца усилить всего в 10 раз, он превратит весь мир в тлетворно пахнущий пепел. Насколько же велик и славен Бог, дающий человеку всего в меру!
Здесь приходится склонить в смущении головы и сказать: «Господи, мы мало понимаем и воспринимаем Твое величие и Твою нетленную красоту и еще меньше ценим ее. Грех затуманивает наши глаза, парализует наше сознание, и мы, люди, каждый день смотрим на красоту Твоего творения без радующих и умиляющих сердце чувств».
Понимание красоты – это тоже дар Божий. В понимании красоты – наше подобие Богу. Чем выше человек духовно, тем глубже и проникновенней понимание красоты. И наоборот, у тех людей, для которых бог – чрево, теряется влечение к чистому и святому, прекрасному и возвышенному. Для тех, кто видит жизнь и красоту вообще только в материальном плане, недостает не только культуры, но самого существенного – живой связи с Богом.
Как понимать, что, слушая ораторию Генделя «Мессия», у одних людей перехватывает дыхание, капают слезы от радости и счастья, а другие, лениво зевая, почесывают спину?
Ответить на этот вопрос легко. Душа одних людей настроена к принятию красоты, душа других еще закрыта, как куколка шелкопряда. Один человек готов остаться без обеда, чтобы купить новую книгу стихов, другой – готов отдать всю вашингтонскую библиотеку Конгресса за дюжину пельменей.
Плоть и дух – два закона, два влечения и, естественно, два отношения к тому, что мы называем красотой.
В наш век сатана усердно занят подделкой того, что действительно чудесно и прекрасно: облагораживающую музыку он подменяет демоническим «рок энд ролом», истинную поэзию – заумными словосочетаниями, изобразительное искусство – обезьяньей мазней. Человек все дальше и дальше отходит от Бога, от истинного света, от Прекраснейшего из всех сынов человеческих – от Иисуса Христа.
Человек может легко обмануться и принять фальшивое за истинное. Так бывает со всеми, кто не рожден по духу свыше, как сказал об этом Иисус Христос Никодиму. Внутреннее чутье, интуиция, руководимые Духом Святым, всегда подскажут рожденному свыше верующему, где хлеб жизни, а где мякина или глина.
Мир полон фальши и подделки. Некто сказал, что человек уже с пеленок встречается с подделкой, когда ему в рот суют соску–пустышку, смочив ее сладкой водичкой. Нет от нее ребенку пользы. Никогда соска не заменит ребенку материнское молоко.
Точно так бывает и с принятием великого и светлого, что создано Богом, с принятием красоты.
Дьявол – мастер на подделки. Если он может даже религию использовать для борьбы против Бога, то это значит, что человеку нужно постоянное водительство Духа Снятою, нужен Наставник.
Преклонимся же перед Небесным Учителем и в благоговении скажем Ему:
«Учи нас видеть и понимать не только красоту материального мира, но и красоту духа, что дороже для нас и важнее. Учи нас владеть этой красотой и принимать все, «что истинно, что справедливо, что чисто, что любезно, что добродетель и похвала» (Филиппийцам 4:8). Ибо в этом истинная Красота.
Книга издана издательством
«Свет на востоке»