Читаем молитву «Отче Наш» (Матфей 6:9-13).
В середине молитвы Господней наблюдается четкое разделение. Вы заметите его по местоимениям. В первых трех просьбах нам сказано использовать местоимение второго лица: «Твое имя», «Твое Царство», «Твоя воля». А в последних трех просьбах – местоимения первого лица: «наш», «нам», «наши», «нашему», «нас». В первую очередь нам надлежит думать о Боге, а уж затем – о себе.
И самая первая из просьб, о которых Господь разрешает нам молиться, – та, о которой нам действительно хочется просить. В самом деле, нам следует об этом просить, если мы хотим остаться живы. «Хлеб наш насущный дай нам на сей день». Под этим Господь подразумевает наши физические нужды.
Многие из отцов ранней церкви, такие как Иероним, Ориген и Августин, учили, что это прошение о том же, что имел в виду Иисус, когда говорил: «Я есмь хлеб жизни» (Иоанн 6:35). Они считали, что неправильно молиться о материальных благословениях. И это мнение продолжает существовать и в наше время.
Но к чему пытаться одухотворять это прошение? В конце концов, даже святым необходима пища. Даже наши молитвы умирали бы на устах, если бы мы не поддерживали тела пищей. Иисус проповедовал людям, Он исцелял болящих, прощал грехи людям и использовал Свою удивительную силу, чтобы накормить их обычным хлебом.
Исследуйте жизнь нашего Господа. Вы убедитесь, что Ему были известны каждодневные усилия свести концы с концами. Он знал цену двум лептам вдовы, понимал, какой бедой могла стать потеря монеты, представлял, что такое носить заплатанную одежду. Он знал, что значит делать покупки в лавке и стараться сэкономить, чтобы прокормить семью. Он говорил о хозяйке, которой нужно было купить две птицы за мелкую монету.
И даже после Своего воскресения наш Господь не умалял значения материальной пищи. Мы видим, как Он идет по дороге в Эммаус с двумя из Своих последователей в первое воскресенье после Пасхи. Иисус вселил надежду в их сердца и даже остановился, чтобы вместе с ними поужинать. Фактически, Библия говорит нам: «И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им» (Лука 24:30).
В лучах бледного рассвета мы видим Его на берегу моря. Его ученики всю ночь тщетно ловили рыбу. И вот они возвращаются на берег, и Господь что-то для них приготовил. Что же Он приготовил? Молитвенное собрание? Да, они нуждались в молитве. Магическое, захватывающее откровение о Себе? Ведь они потеряли веру в Него. Нет, Он приготовил им завтрак.
Воскресший, полный великолепия Христос готовит завтрак! Несмотря на то, что его стопы были изранены, Он ходит по берегу, собирая дрова. И, хотя Его руки были пронзены, Он чистит ими рыбу. Он знал, что рыбаки будут голодны.
Он знает, что нам необходимо делать покупки, снимать квартиру или платить за жилье, нужна одежда, нужно оплачивать обучение детей в школе и различные счета. И не только это. Он знает, что нами овладевают желания, которые превышают то, в чем мы нуждаемся. Мы же не дикие животные, и нам хочется некоторых удовольствий от жизни.
Намного лучше нас самих Иисус знает, что тело и душа находятся в неразрывной взаимосвязи. Точно так же, как страх и беспокойство могут повлиять на тело и вызвать болезнь, в свою очередь и физическое состояние человека может сказываться на мировоззрении человека, его вере и моральном поведении.
Бог, сотворивший наши тела, беспокоится о том, в чем наши тела нуждаются, и желает, чтобы мы говорили с Ним о своих физических нуждах.
Каждое утро солнце восходит над землей, чтобы ее обогревать. Если бы оно прекратило светить хотя бы на одну минуту, вся жизнь на земле погибла бы. Дожди орошают землю. Почва плодородна, семена содержат новую жизнь, воздух – кислород. Божье провидение объемлет нас в каждый момент в невероятном изобилии. Но слишком часто мы принимаем это все как должное.
Доктор Джон Витерспун был выдающимся американцем и мужем Божьим. Он был одним из участвовавших в подписании Декларации о независимости и президентом колледжа в штате Нью-Джерси, позже переименованном в Принстон. Он жил в трех километрах от колледжа и каждый день ездил на работу в своей повозке.
Однажды утром на его занятия пришел взволнованный сосед и сказал: «Доктор Витерспун, вы должны присоединиться ко мне в благодарении Бога за Его провидение и спасение моей жизни. Когда я ехал сегодня утром, моя лошадь понесла, и повозка разбилась о камни, но я остался невредим».
«Почему? – удивился доктор Витерспун. – Я могу рассказать вам о намного большем проявлении Божьего провидения. Я ездил по этой дороге уже сотни раз. Моя лошадь никогда не несла, моя повозка никогда не разбивалась, и я ни разу не пострадал. Божье провидение по отношению ко мне было более примечательным, чем к вам».
У Малтби Д. Бэбкока есть такой стишок:
За булкой хлеба – снежная мука, За мукой – мельница, За мельницей – пшеница и дождь, И солнце, и воля Отца.
«Хлеб наш насущный дай нам на сей день» – это молитва, на которую на самом деле получен ответ. Она также является признанием того, что уже было сделано. Я люблю перечитывать историю об Иисусе в пустыне. Матфей пишет, что с Ним было пять тысяч человек (см. (Матфей 14:21). Они проголодались, и Господь хотел накормить их. Ученики оценили ситуацию, но все, что они могли найти из съестного, – это завтрак маленького мальчика из пяти хлебов и двух рыбок.
Ученики понимали, что этого было слишком мало, чтобы хлопотать. С такими ограниченными ресурсами нечего было и пытаться. Но обратите внимание на действия Господа. Он не сетует на недостаток пищи. Напротив, первое, что Он сделал, – возблагодарил Отца за пищу. Затем Он начал использовать то, что было. Он стал разламывать пищу и раздавать ее.
К изумлению многих, имевшегося в наличии было достаточно, чтобы накормить всех. Фактически, пищи оказалось больше, чем было необходимо, и еще осталось двенадцать корзин. Люди были настолько изумлены, что тотчас захотели сделать Его царем (см. (Иоанн 6:5-15).
Если бы сегодняшний день мы начали с того, что поблагодарили бы за то, что имеем, и попросили помочь использовать это наилучшим образом, Бог подсказал бы нам, как это приумножить и получить удовлетворение всех нужд нашей жизни и даже больше. Мы были бы так благословлены, что преклонились бы пред Ним как нашим Господом и Царем.