Читаем заповеди блаженства (Матфей 5:2-12).
Фредерик Уильям IV Прусский однажды посетил школу и задал детям несколько вопросов. Указывая на камень в своем перстне, на цветок в петлице и на пролетевшую за окном птицу, он спросил, к какому царству они принадлежат. Дети ответили ему правильно: к царству минералов, растений и животных соответственно.
Тогда он спросил: «А к какому царству принадлежу я?» Это действительно самый важный вопрос для каждого человека. Для некоторых людей ответом будет царство животных, поскольку они живут на уровне инстинктов, управляются своими страстями и физическими желаниями. Но большинство людей поднимается над упомянутым уровнем. Они обладают пониманием отличия правильного от ложного, наделены чувством долга и порядочности, имеют определенные идеалы и цели.
Однако некоторые поднимаются до уровня более высокого царства. Никому не придет в голову думать о Христе как о животном. Хотя Он и принял форму человека, слова «человек» было бы недостаточно, чтобы описать Его сущность. Христос также обладал божественной природой. Он принадлежал Царству, которое превышает все земные царства. Библия говорит нам, что мы можем вместе с Ним войти в Его Царство:
«Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу»
(Римлянам 8:16-17).
Мы можем принадлежать Божьему Царству! Этот волнующий факт дает всякому живущему волнующее призвание. Недавно один человек задал мне такой вопрос: «Что бы вы хотели видеть в своей жизни через десять лет?» Я мог бы ответить, что хочу проповедовать, помогать организовывать новые церкви, жить до некоторой степени комфортно и в безопасности, видеть, как мои дети становятся на ноги. Много чего мне бы хотелось.
Но, поскольку, как мне кажется, я знаю свое сердце, более всего другого я хочу принадлежать Царству Божьему. Итак, Иисус дал нам восемь ключей от Божьего Царства. Первый ключ – это бедность. Сразу же возникает искушение сказать: «Что касается бедности, по этому критерию я прохожу. Давайте посмотрим на второй ключ».
Но действительно ли вы бедны? Принимая во внимание материальные ценности, мы все бедны. Даже человек, обладающий миллионом долларов, не имеет достаточно, чтобы выпечь буханку хлеба, или купить одно мгновение настоящего довольства, или сохранить свою душу от ада. Да, вы бедны.
И те десять разведчиков, которые были посланы осмотреть обетованную землю, тоже были бедны. Хныча, они доложили: «Там видели мы и исполинов… и мы были в глазах наших пред ними, как саранча» (Числа 13:34). Человек, получивший один талант, был беден. Он спрятал вверенную ему монету в землю. Есть множество людей, у которых попросту нет смелости что-либо пересчитать – настолько они бедны.
С другой стороны, человек может обладать определенной самоуверенностью и, тем не менее, быть весьма бедным. Петр иллюстрирует собой такой вид бедности, говоря: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» (Матфей 26:33). Он не был беден духом, однако был беден, как это подтвердилось, когда пришло время испытания.
Первый ключ к Божьему Царству представляет собой другой тип бедности.
Два человека вошли в храм помолиться. Один молился так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди». Он перечислил все свои благонравные качества и тем был весьма удовлетворен. Он видел в себе только хорошие стороны, в других – только плохие, а на Бога вообще не смотрел.
Другой же человек молился так: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» Этот человек мог быть богатым, обладать бесстрашием воина, но он осознавал, что ему недоставало того, что мог дать только Бог (см. (Лука 18:10, 13). Та бедность, которая является ключом к Божьему Царству, – это осознание того, что, хотя мы чем-то обладаем, все это без Бога не значит ничего.
Мне очень нравится библейская история о юноше, который получил от своего отца много денег и ощущал себя способным завоевать весь мир. Но, несмотря на свои богатства и устремления, он остался беден, пока однажды до конца не уразумел свою истинную бедность. В тот день он решил: «Встану, пойду к отцу моему» (Лука 15:18). Есть такая бедность, которая делает богатым. Это осознание нашей нужды в Боге и желание вернуться к Нему.
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Иногда мы понимаем под словом «блажен» человека, который счастлив. Но в действительности это слово характеризует единство с Богом. Поэтому «нищие духом» – это те, кто опустошил себя от своего: от гордости за свои достижения, от своих эгоистических желаний, чтобы Дух Божий мог заполнить их пустоту. Мы поем: «Какая божественная радость в том, чтобы опираться на вечную руку». Вот что такое блаженство.
А что имеем мы в виду под Царством Небесным? Кто-то сказал: «Все, что может предложить религия, – это самоотречение в этой жизни ради обещания некоторого вознаграждения на небе». Но обратите внимание, что Иисус использует глагол настоящего времени. Частью Его Царства человек становится уже сейчас. И это не место, но переживание. Оно не ограничено географически. Оно ограничено лишь нашей способностью его вместить.
Обретая Царство, человек обретает и все остальное. Сыны Израиля были напуганы. Они возложили свое упование на Моисея; он умер – и тогда они все потеряли. Среди нас сегодня есть такие, кто основывает свою веру на том, что может умереть: будучи богатыми в один момент, мы вдруг осознаем свою бедность в следующий.
В жизни Иисуса Навина было по-другому. Послушайте слова Господа к Иисусу, которые он передал пугливому народу израильскому:
«Будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь, Бог твой, везде, куда ни пойдешь»
(Иисус Навин 1:9).
Иисус Навин принадлежал к Божьему Царству.
Обладание Божьей силой позволяет нам с энтузиазмом встречать происходящее. Это дает нам глубокий внутренний мир, потому что день завтрашний нас не страшит. В нашу жизнь входит внутренняя радость, которую не могут достичь и поколебать никакие внешние обстоятельства. Поскольку Бог внутри нас, поскольку Он есть любовь, из нас самих проистекает любовь к другим, сметающая всякие предубеждения, ревность и ненависть.
В блеске благословения принадлежать к Божьему Царству все другие владения становятся тусклыми, так что из глубины наших сердец мы поем: «Когда другие помощники покинут и исчезнет поддержка, пребудь со мною Ты – Помощник беспомощным».