Читаем заповеди блаженства (Матфей 5:2-12).
Нагорная проповедь, записанная в Евангелии от Матфея, главах 5, 6 и 7, на самом деле является моделью Божьего Царства на земле. Иисус начинает эту проповедь с перечисления восьми принципов этого Царства, или восьми качеств характера богобоязненного человека. Кульминации Заповедей блаженства и Нагорной проповеди совпадают.
В Своей проповеди Иисус говорит нам, как должно жить, и завершает ее призывом к действию, использованию этих принципов в повседневной жизни. «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их…», – говорит Он. В начале Нагорной проповеди Иисус перечисляет качества характера, такие как нищий дух, печаль, кротость, стремление к праведности, милосердие, чистота сердца, миротворчество. Затем Он добавляет: «Блаженны изгнанные за праведность». Иными словами, жизнь в соответствии с этими принципами будет нам чего-то стоить. Но, пока они не сделаны частью жизни, эти принципы бесполезны.
Иисус никогда не обещал легкого пути тем, кто решал следовать за Ним. Никогда не расстилал Он ковер на беговую дорожку и не ставил розовую клумбу на поле битвы. Он говорил о самоотречении, о крестах, о пролитии крови и смерти на кресте. Вход в Божье Царство может потребовать трудных решений, посвящения, ведущего к гонениям. Но другого пути быть не может.
В Откровении апостол Иоанн пишет христианам:
«Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни»
(Откровение 2:10).
Обратите внимание на одно маленькое слово: Иисус говорит «до» смерти. Это означает быть верным не просто до момента своей смерти, но даже несмотря на то, что происходящее тебя убивает; быть готовым совершить любую требуемую жертву, даже умереть, прежде чем проявить неверность.
Один мой друг священник рассказал мне о том, как был приглашен проповедовать в большую церковь в страстную пятницу на воскресное богослужение. Погода была очень плохой, и пришло всего несколько человек. Извиняясь, пастор церкви сказал приглашенному проповедовать: «Если бы не ужасная погода, собралось бы много народа, чтобы послушать тебя сегодня вечером».
Поначалу это разозлило приглашенного, но тотчас его негодование обратилось в сожаление и презрение. Взглянув на пастора, он произнес: «Вы понимаете, что только что сказали? Если бы погода была не такой плохой, то больше народу пришло бы на служение в эту страстную пятницу. Иисус умер в этот день, но Его последователи не пришли на богослужение, потому что погода была никудышной».
Когда я был еще очень молодым и только начинал свое служение, у меня не было машины. Иногда мне приходилось добираться пешком до своих маленьких церквей, иногда я одалживал лошадь и повозку у пожилого врача, доктора Джорджа Бернетта. Одним очень холодным и дождливым воскресным утром я сказал тому доктору, что не отправлюсь в маленькую деревенскую церковь, потому что сомневаюсь, что кто-нибудь придет на службу. Он с презрением посмотрел на меня. Я никогда не забуду непреклонность, прозвучавшую в его голосе. Он сказал: «Это твоя обязанность – быть там. Бери лошадь и отправляйся».
Ни об одном человеке нельзя сказать, что он жил, пока он не нашел для себя то, за ч то стоило бы умереть. Вы никогда на самом деле не обретете Божье Царство, пока дело Божье не станет для вас важнее собственной жизни.
Уильям Стиджер рассказал об одном юноше, которого он крестил, когда тот был еще малышом. Мальчик подрос и с началом Второй мировой войны вступил в морской флот. Однажды ночью их корабль пришел в Бостон, и тот парень навестил своего бывшего пастора и друга. Во время их общения доктор Стиджер попросил: «Билл, расскажи мне о самом волнующем переживании, которое тебе довелось испытать до сих пор». Казалось, юноша колебался. Не то чтобы ему было трудно выбрать, какая из историй была наиболее интересной. Скорее, его переживание было настолько необычным, что ему трудно было выразить его словами.
Он был капитаном большого транспортного судна, и, сопровождаемые большим конвоем, они шли через Атлантику. Однажды неподалеку появилась вражеская подводная лодка. Он увидел белый бурун, вздымаемый торпедой, приближавшейся прямо к их кораблю, на котором были сотни ребят. У капитана не было времени, чтобы изменить курс. Через громкоговоритель он прокричал: «Ребята, вот она!»
Рядом с транспортом шел небольшой эсминец из охранения, капитан которого также заметил подлодку и торпеду. Не теряя времени, он отдал приказание: «Полный вперед». Эсминец преградил путь торпеде и принял весь удар смертоносного снаряда на себя. Корабль разнесло взрывом, и он быстро пошел ко дну. Все члены экипажа погибли.
Долгое время молодой человек оставался безмолвным. Затем он взглянул на любимого пастора и произнес: «Доктор Стиджер, командир того эсминца был моим лучшим другом». Вновь он замолчал, потом медленно сказал: «Вы знаете, в Библии есть один стих, который теперь особенно близок мне: «Нет больше той любви, как если кто поло жит душу свою за друзей своих» (Иоанн 15:13).
Быть нищим духом – значит, оставить свою гордость, плакать – раскаиваться до отказа от своих грехов. Кротость означает, что мы должны подчинить себя плану и цели Бога. Наш голод по Богу подразумевает, что мы отказываемся от собственных устремлений к кому-либо другому, кроме Него. Милосердие имеет в виду готовность воздавать добром за зло, сделанное нам. Ради обретения чистоты мы должны оставить все нечистое. Творить мир – значит, полностью избирать Бога