Человек – образ и подобие Бога. Этот образ и подобие заключается не во внешнем виде, а в духовных, умственных способностях его. Но став в умственном отношении выше всего живого на земле, человек морально пал.
В избранном нами тексте (Бытие 3:1-13) говорится о свободе и ответственности человека. Он свободный в своем выборе, но и ответственный за сделанный выбор.
Руководящей мыслью к нашему молитвенному размышелнию может быть:
«К свободе призваны вы, братья, только бы свобода (ваша) не была поводом к угождению плоти»
(Галатам 5:13).
Почему мы, имея столько богатейших наставлений в Новом Завете, обращаемся к Ветхому Завету. Причина простая: человек делает одни и те же ошибки, выражаясь мягко. Ветхозаветные Писания служат для нас предупреждением и наставлением. Мы изучаем падение Адама не для того, чтобы его критиковать, а для того, чтобы извлечь себе полезный урок. Мы, живущие в 20-м веке, в дни благодати, тоже являемся свободными; мы имеем право повиноваться Богу и не повиноваться Ему. В связи с этим у некоторых возникают вопросы. Не мог ли Бог предотвратить грех? Почему вообще существует грех? Почему Бог не создал человека неспособным грешить? На эти вопросы есть весьма обдуманные и верные ответы. Один проповедник говорит, что это подобно тому, если бы мы спросили, почему Бог не проведет кривую линию, которая в то же самое время была бы прямой, или почему Он не сделает круг квадратным и белый предмет одновременно черным?
Раз человек существо со свободным выбором, то может возникнуть вопрос: Почему Бог не создал существо способное делать свободный выбор и в то же самое время неспособным грешить?
Бог создал человека со свободной волей, но за свое действие человек несет ответственность: за послушание – благословение, за непослушание – проклятие. Прочитайте внимательно Бытие 3:1-13, вникая в разговор между Евой и сатаной, а затем между Богом и Адамом, и, наконец, между Богом и Евой.
Диавол сказал: «… в день, в который вкусите их, откроются глаза ваши…» Правду сказал он. Вот что случилось: «И открылись глаза у них обоих».
Сатана тоже говорил правду, что откроются глаза, но он сказал неправду о Боге.
Правда имеет две стороны: правду человеческую и правду Божию. Та правда, которая кажется нам правдой, еще не является настоящей правдой. Когда раздаются голоса, что в мире зло, в мире сатана действует, в мире люди друг друга уничтожают, и нам нужно ждать конца мира, многим представляется это сущей правдой. Но это только половина правды, так как рецепта от этих бед никто не предлагает. А он есть – это правда Божия. А правду Божию знает только тот, кто проповедует Евангелие Иисуса Христа. Мы имеем одну единственную правду: Иисус Христос и Его спасение. Другой правды нет. «Я есмь истина», говорит Господь и сейчас. Христос не поручил Своим ученикам преобразовать мир, но послал их в мир быть свидетелями о том, как благодать Божия преобразует человека, падшего грешника, а затем, когда достаточное число. Богом определенное число людей, спасется, придет Христос и Он преобразит мир.
Вернемся к нашему главному тексту. «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: где ты?» – Это первый вопрос Бога после падения Адама.
Адам отвечает: «Голос Твой я услышал в раю, и убоялся». Почему раньше не боялся, а теперь убоялся? – «потому что я наг, и скрылся».
А разве он раньше не видел, что был нагой, и не скрывался? Мы читаем в последнем стихе второй главы: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились». А теперь стыдятся и боятся.
Второй вопрос Бога Адаму: «И сказал: кто сказал тебе, что ты наг?» И третий вопрос: «Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал…» Он винит Бога, потому что: «она дала мне от дерева, и я ел». «И сказал Господь Бог жене: что ты сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела».
Итак, нет «виновного», но заметьте, что они увидели себя нагими, убоялись и скрылись от Бога.
Человек был наделен свободной волей, и он имел право сделать выбор. И как это произошло? Произошло это не сразу. Обольститель, видимо, долго следил за Адамом и Евой, и он не находил случая начать разговор с самим Адамом, так как он всегда был с Богом. Стоит вспомнить наш собственный опыт. Когда мы молитвенно читаем Писание, благодарим Бога, даем Ему место в уме, сердце и во всем нашем существе, – может тогда сатана нас искушать? Он даже не пробует искушать. Но когда Слово Божие находится у нас в пренебрежении, нет времени молиться, нет времени иметь общение со святыми, знающими Бога – вот тогда время для диавола и он может вступить с нами в разговор. И он нашел такое время в жизни Евы, и подошел к ней с вопросом, да с каким двусмысленным вопросом: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?»
Может быть, вы плохо слышали, может быть не дослышали, подлинно ли это вам сказал? В наши же дни в школах, университетах, да и везде, безбожники стараются доказывать, что Библия – не от Бога. Подлинно ли Бог дал нам эту книгу? Подлинно ли это Слово Божие, а, может быть, там и не все Слово Божие, а что-то человеческое добавлено? Может быть люди толковали так, как им хотелось?
Вызывая такое сомнение, сатана может вступить с нами в беседу, и как только мы с ним вступим в разговор, путь к падению уже приготовлен. С сатаной нельзя разговаривать. Его надо отгонять от себя твердою верою. «Противостаньте твердою верою, – сказано в Писании, – и он убежит от вас».
«Подлинно ли сказал…» – и Ева отвечает: «плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте и не прикасайтесь, чтобы вам не умереть». «Подлинно ли сказал… ни от какого дерева в раю?»
Видите, его фраза составлена в виде вопроса, чтобы все же вызвать у них ответ. Бог не сказал, что нельзя есть от всех деревьев, но только от одного. И когда она ему ответила, её сердце уже было приготовлено внимать дальше. И дальше сатана говорит: «Нет, не умрете», – значит Бог неправду сказал. И в наши дни сатана говорит: «Вы спасены по благодати, вы можете делать любой грех…» Одно дело, если мы впадаем в какой-либо грех по немощи нашей, а другое дело –• с расчетом, понимая, что мы несем ответственность за грех, наперед ища оправдания этому греху, совершили его, это случается потому , что мы в контакте с диаволом, и он внушает нам это.
«Нет, не умрете», сказал диавол. Какая ложь! Ведь не напрасно он назван диаволом, т. е. лжецом.
Всякая неправда – грех. Спрятать грех невозможно, нельзя его ничем прикрыть. И поэтому, будучи оправданными детьми Божьими, не надо легкомысленно относиться ко греху.
Один верующий, действительно возрожденный, был членом такой церкви, где грех не обличался и покаяние не проповедовалось. Он обращается со следующим письмом к известному проповеднику: «Что мне делать? Я желаю жертвовать и я научен жертвовать, давать Богу, что Ему принадлежит, но как я могу дать мою десятину в церковь, которая не проповедует распятого Христа, в которой не обличают грех, могут делать любой грех и проповедник никогда ничего не скажет… Ведь все же я должен мою церковь поддерживать. Что вы мне посоветуете?» И тот отвечает ему просто:
«Церковь, которая не проповедует Христа распятого, церковь, которая не выступает против греха, которая не стремится к святой, Богу угодной жизни, она не является церковью Христовой, и давать в такую церковь деньги, которые принадлежат Богу, тоже является грехом». Бог сказал, что десятины принадлежат Ему, потому надо давать Ему, а не организации человеческой.
Раз не говорят о грехе, не призывают к покаянию, к новой жизни, то они вовсе не являются церковью Христа, а служат лжецу, сказавшему Еве: «не умрете», и добавляет: «но знает Бог, – обратите внимание, выходит, что Бог скрыл от них великую тайну, и он объявляет Бога обманщиком, говоря: – в день, в который вы вкусите, откроются глаза ваши и вы будете как боги, знающие добро и зло».
Он сказал и на этот раз правду, так и случилось: до этого времени они знали только добро, а когда они поступили по совету диавола, узнали и зло.
Что же Ева сделала после этого? Прежде всего стала смотреть на дерево, и ее сразу атаковали три похоти. «Увидела жена, что дерево хорошо для пищи (похоть плоти), и что приятно для глаз (похоть очей). и вожделенно, потому что дает знание» (гордость житейская ).
Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская – вот три вида искушений, которые сатана употребляет с древних дней и до настоящего времени. Этими тремя искушениями он достигает три стороны нашей жизни – физической, умственной и духовной.
Свободная воля дает право для свободного выбора. О их выборе мы читаем: «…и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги…» Они увидели результат своего поступка, своего свободного выбора, открылись глаза и устрашились!
Когда грешник слушает Слово Божие, и открываются его духовные глаза, он, увидев свое греховное состояние, начинает каяться. Это хорошо, когда открываются глаза, и мы видим, в каком положении находимся перед Богом. В таком случае все мирские занятия, всё привлекательное тускнеет и предупреждение Иисуса Христа: – «ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» – захватывает нас.
Адам скрылся: им овладел страх. Где же он прятался? Разве листья его скроют? Разве можно скрыться от лица Господня? Псалмопевец говорит:
«Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты…»
(Псалом 138:7-8).
Почему же скрылся Адам? Вот его ответ: «голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся». Почему он убоялся? Кто сказал ему, что он наг? Его новое состояние – знание добра и зла – родило в нем страх. Он умер духовно. Адаму было запрещено вкушать от дерева познания добра и зла. «Ибо в день, в который ты вкусишь от него – смертью умрёшь». Так и случилось. Смерть означает разлуку, и грех разлучил его с Богом.
Мы живем с вами в дни благодати, когда каждый, кто призовет имя Господне, спасется, какой бы он грех ни совершил. Библия говорит об этом так:
«Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем»
(Римлянам 6:23).
Чтобы устоять при любых искушениях, надо возрастать в благодати. От благодати спасения перейти к благодати верности Спасителю. И Бог дает нам такую возможность.
«К свободе призваны вы… любовью служите друг другу» (Галатам 5:13). А любовь – это единственная заповедь, которую имеют ученики Иисуса Христа. В этой заповеди заключаются все остальные заповеди.
Христос сказал Своим ученикам:
«Да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга»
(Иоанн 13:34).
Если мы будем любить так, никогда грешить не будем. Но чтобы любить так, как Христос возлюбил нас, нужно иметь Христа всегда в душе и в сердце. Это значит – всегда быть с Ним.
Слово Божие многократно призывает нас: «Непре-станно молитесь; за все благодарите». И если этому следовать то мы непрестанно будем с Богом, чтобы никогда не было такого мгновенья в нашей жизни, когда сатана смог бы найти нас без Христа. И только тогда наша жизнь будет блаженной для нас и благословенной для окружающих нас.\