«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворивши дверь твою, помолись Отцу твоему, который втайне: и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно»
(Матфей 6:6).
В самых недрах человеческого естества сокрыто глубокое чувство одиночества. Честно исследуя свои сердца, мы должны признать вместе с псалмопевцем «… я одинок» (Псалом 24:16).
Испытываемое нами глубочайшее чувство одиночества проистекает из истины о том, что в этом мире мы без Бога. С тех пор, как врата Рая затворились за нами, все мы обратились на свой собственный путь одиночества. Мы одиноки в этой жизни и, конечно же, одиноки и в смерти. У нас нет прибежища в самых глубоких скорбях; мы не можем даже помочь друг другу, когда великий враг – смерть – наносит свой сокрушительный удар. Однако по благодати Божьей есть и другой вид уединения – уединение в тайной комнате, где дитя Божье тайно общается с Богом в молитве. Такое уединение предпочтительней любой дружбы, которую предлагает мир. Даже если в этой комнате мы осознаем, насколько мы жалки в глазах Бога, все же лучше этого уголка человек не найдет на всей земле.
В те дни, когда Христос ходил по земле, люди практически ничего не знали о тайной молитве. Конечно же, они молились; фарисеи даже молились, стоя на углах улиц. Но, увы, то был всего лишь внешний лоск, и молились они для тех, кто видел их. Безусловно, люди, которые видели фарисеев молящимися, одобряли их молитвы. Однако фарисеи не понимали, что молитва — это то, что должно происходить между Богом и одной душой Истинная молитва состоит из взаимоотношений двух сторон – Бога и грешника.
«Ты же – сказал Христос, – войди в комнату твою». Это урок, который мы должны выучить сегодня. Что пользы, если мы имеем великий дар общественной молитвы, но не познаем Бога через личные отношения с Ним? В самом деле, неважно кто мы, но если мы лично не осознали, что значит молиться, то после смерти встретимся с неведомым Богом.
Существуют ли сегодня уединенные комнаты для молитв? Эти слова не адресованы к миру. Мы знаем, что в миру не существует преклоненных колен. Но мы обращаемся к тем, кто с детства знает, что на небесах есть Бог, внемлющий молитвам. Есть ли у вас все еще уединенная комната для молитвы?
Вероятно, Христос не говорил об отдельной комнате в вашем доме. Даже находясь в ней, искренне молящееся сердце может испытывать нужду. Но вопрос состоит вот в чем: «Существует ли еще искренняя молитва?» Существует ли тайное, личное общение с Господом? Есть ли в нашем доме место – даже если это подвал или чердак, – где золотая нить молитвы является средством общения между небом и землей? Такая молитва приносит небеса на землю. Это может случиться, даже когда вы трудитесь. Неемия молился во время беседы с царем.
Мы не преувеличиваем, когда говорим, что не существует духовной жизни, если недостает силы тайной молитвы. Молитва – эго дыхание души. Подобно тому как тело не может жить без дыхания, душа не может жить без молитвы. Шахтер задохнется, если будет прерван доступ воздуха снаружи. То же самое происходит и в духовной жизни, когда обрывается связь с небом. Без молитвы душа не может дышать. Именно молитва обеспечивает общение души с Богом.
«Войди в твою комнату и, затворив дверь свою…» Да, дверь должна быт ь затворена; дверь суеты и переполоха этого мира, дверь лицемерия – это все те двери, которые препятствуют искренней молитве, если открыты. Дверь должна быть заперта, потому что все происходящее внутри такое нежное и глубоко личное. Здесь муж не терпит присутствия жены, да и жене здесь хочется побыть одной. Здесь сын или дочь утаит от родителей то, что они могут исповедать всезнающему Богу. Здесь перед лицом Божьим каждый остается с Ним наедине. Здесь перед всевидящим Богом мы должны духовно обнажить свой стыд, свою духовную нищету, открыть свой грех и вину, сбросить с себя маску самоправедности.
За этими закрытыми дверями грешник переживает всю глубину духовной борьбы, какая только может выпасть на его долю. Здесь сердце изливается перед Богом. Здесь те, кто в обычных обстоятельствах далек от красноречия, не испытывают недостатка в словах. Здесь самые образованные говорят, как дети. Здесь не существует ни слишком короткой, ни слишком долгой молитвы. Здесь, у престола благодати, иногда невозможно прервать мольбу; здесь вздох или стон говорят больше, нежели тысячи слов. Здесь вы можете исповедать Богу то, что не доверите человеку. Господь знает Своих: их имена известны Ему; их слезы хранятся у Него в чаше; их вздохи Он полагает на Свое сердце. Он знает об их борениях. Ему ведомы их печали. Он выслушивает каждого из Своих детей лично, как если бы вы были Его единственным дитя во всей вселенной. Здесь познан Им любой, чья молитва искренна.
Сам Христос дал Своей Церкви пример тайной молитвы. Как часто Он удалялся в горы, чтобы помолиться в одиночестве. Но Он не говорил Своему Отцу нечто, что Ему нужно было утаивать от других. В Нем не было ни единого тайного греха, который Он должен был бы исповедать. Насколько же грешники больше нуждаются в уединенной комнате для молитвы! Нам так много нужно признать перед Богом, чего другим знать не следует, и пережить такие духовные борения, которых другим не понять.
Фарисею, который в глазах других людей имел дар молитвы, однажды будет сказано: «Я никогда не знал тебя». Этот фарисей никогда не оставался наедине с Богом. О тех же, которые молятся в тайне, сказано: «И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
Наступит величайший из дней, когда станут явными все молившиеся тайно, хотя сегодня они только воздыхают. Пускай сегодня они не смеют назвать Бога своим Отцом, в тот день они предстанут не перед неведомым Богом, ибо Того, Кого они увидят, будет тот же неизменный Бог, Который являлся им в уединенной молитвенной ком нате.
Господь произведет разделение между молящимися лицемерно и молящимися искренне. Первые изумятся, что их не причислили к овцам. Они скажут: «Не к Твоему ли имени мы взывали на земле?» Последние будут весьма удивлены, что их не причислили к козлам. В тот день Бог на все прольет Свой свет – и на лицемерие, и на правду Тогда многие из первых будут последними и многие из последних – первыми.
Конечно же, молитвенная жизнь не всегда отличается живостью и действенностью. Она совершается не автоматически, ибо это нечто весьма нежное и глубоко личное. Временами сердце может охладевать, и тогда молитва в нем угасает. Нам кажется, небеса наглухо закрыты, так что ни одна молитва не прорвется к ним.
Молящиеся искренне будут испытывать все более и более сильную боль и глубокое чувство стыда, осознавая, что не могут молиться. Вместе с тем они никогда не променяют это переживание безрадостной молитвы в уединенной комнате ни на какие радости мира. Безотрадность здесь предпочтительней, нежели радость в миру. Даниил согласен был оказаться во рву со львами, но не покинул свою молитвенную комнату.
Читатель, есть ли у тебя молитвенная комната? Если бы полы твоего дома могли говорить, смогли ли бы они засвидетельствовать о том, что ты преклонял колени? Осмелишься ли ты призвать стены своего дома засвидетельствовать о твоей молитвенной жизни? Если бы двери могли говорить, смогли бы они засвидетельствовать, что ты закрывал их, входя ь молитвенную комнату? Будь честен. Что могут стены и двери сказать о тебе? Помни, что Господь Иисус требует истины, которая исходила бы из самых недр твоего естества. Поэтому то, как у тебя обстоит дело с молитвой, известно только Богу и тебе.
«Но, – скажет кто-то, – можно ли уже быть уверенным в своем спасении только на том основании, что в моей жизни присутствует такая потайная комната?» Мы скажем об этом больше в последующих главах, а на данный момент скажу, что плохо наше дело, если мы не ищем Бога в уединении; в этом случае можно утверждать, что в нас отсутствуют сами начатки духовной жизни. Бог, Создатель твой, дал тебе колени, чтобы ты их преклонял, руки – чтобы ты их воздевал, и уста – чтобы ими взывал к Нему.
В дополнении к преклоненным коленям, вам необходимо молитвенное сердце. По природе своей мы на это не способны. Но это не меняет истины о том, что пренебрегающим молитвой придется признать, что они погибли. Никто из просивших у Бога слишком много не погиб – но погибли те, кто просил у Него слишком мало, даже если это только лишь молитва о молитве, как просили о том сами апостолы: «Господи, научи нас молиться».
Что такое церковь без молитвы? Не более, чем армия без оружия. Молитва – это сила Божьей церкви. Увы, это также и ее слабое место, потому что среди Божьего народа так часто не находится ни времени, ни желания молиться, ни сердца, исполненного молитвой. Зачастую дитя Божье вспоминает такие времена со стыдим. Как часто ты сейчас проходишь мимо дверей той комнаты, куда раньше ты входил для молитвы!
Разве нет у нас неослабевающей потребности в благодати? Разве это неправда, что мы живем только по благодати? Несомненно, причина такого духовного невежества – в отсутствии молитвы. «Когда я молчал, – говорит Давид, – обветшали кости мои от вседневного стенания моего». Уста его были закрыты, но сердце его взывало. Под гнетом такого молчания душа, кажется, гибнет. Однако в Своем Слове Бог сказал: «Изливай предо Мною сердце свое», и здесь неважно, насколько оно охладело, насколько непокорно и исполнено зла.
У одного отца был сын, которого постигла нужда. Однако каждый день он мог приходить к отцу за едой. Однажды он спросил отца, нельзя ли ему брать еды на целую неделю: так было бы намного проще, поскольку ему не нужно было бы ходить к отцу каждый день. Но отец его ответил: «Нет, я хочу видеть тебя каждый день».
Тем более Бог-Отец желает видеть, как Его дитя приходит к престолу благодати каждый день. Божий народ не получает склад продовольствия. Он подобен вдове из Сарепты. Когда Илия сказал ей, что Бог сохранит ей жизнь, Бог не прислал ей муку в мешках и сосудов с маслом впрок. Каждый день она вынуждена была жить на горсть муки и небольшое количество масла. В Сарепте они оставались такими же бедными, какими были и раньше. Но их бедность обратилась в богатство, Они были бедны, но всё же богаты; они не имели ничего, но обладали всем. Как еще Бог научит этому, как не тайно, и где, как не в молитвенной комнате?
Быть может, именно поэтому среди Божьих людей так много бедных. Бедность часто делает человека зависимым от Бога, в то время как богатство склонно взращивать независимый дух. Если бы Церковь Божья проводила больше времени в потайной комнате, насколько больше она проявляла бы чуткость, смирение, любовь, силу и свет, насколько больше она назидала бы! И сколько силы исходило бы от церкви! Когда Моисей сошел с горы, где говорил наедине с Богом, его лицо сияло славой Божьей. Моисею была дарована особая благодать. Но если наименьшее из чад Бога пребудет с Ним наедине, это заметят все.
Сколь благословенны те времена уединенного общения с Богом! Там обретаешь нечто, чего мир дать не может. Один человек на одре смерти сказал, что Бог, Которого он встретит, не будет д/ш него чужим, неведомым Богом. Где же он успел встретиться с Богом истинным? Он научился познавать этого Бога в тайне, уединяясь в молитвенной комнате.