«Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евреям 4:16).
Смиренная молитва не исключает дерзновения. В нашей молитвенной жизни смирение и дерзновение не противоречат друг другу. Смирение приходит, когда мы смотрим внутрь себя; дерзновение – когда взираем на Христа.
Дерзновение необходимо для того, чтобы предстать пред престолом земного царя, символом Его власти и величия. Но насколько больше мы нуждаемся в дерзновении, когда мы предстаем перед престолом Царя царей! Кто же дерзнет подойти к тому месту, где даже ангелы закрывают свои лица, как это видел Исаия в видении и возопил: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами» Мы не имеем ввиду дерзость фарисея, который входил в храм Божий без тени сомнения. То – лжедерзновение. Мы обращаемся к тем, кто перед святостью Божьей увидел свою испорченность и, кто, глядя на свою повседневную жизнь, задается вопросом: «Неужели Бог еще не устал от меня?» Они не дерзнут приблизиться, и чем больше они осознают Божью святость и величие, тем меньше дерзновения у них, чтобы приблизиться к престолу благодати.
Автор Послания к Евреям знает, что этого дерзновения в грешнике нельзя найти. Однако он побуждает грешников приблизиться и войти. Вот почему он указывает на основание дерзновения, используя слово «посему». «Посему да приступаем», – говорит он. Основание этого слова находим в предыдущих стихах, в которых Христос представлен как великий Первосвященник, ходатайствующий за грешника пред Отцом Небесным.
В Ветхозаветные времена первосвященник стоял между Богом и человеком ради искупления грехов. Пророки также были посредниками между Богом и народом. Различие между пророком и священником состояло в том, что пророк, находясь на стороне Бога, говорил от имени Бога с народом, а первосвященник, находясь на стороне народа, говорил от лица народа с Богом – однако то были не столько слова, сколько жертвы искупления за грех. Вот почему в Послании к Евреям особым образом подчеркивается, что первосвященник должен быть подобен человеку во всем, кроме греха, чтобы испытать на себе все человеческие нужды и быть искушаемым теми же самыми грехами. Этот Первосвященник – Иисус. Он восседает одесную Бога на небесном престоле не только как Пророк, Который обращается к человеку от имени Бога, но и как Священник, Который обращается к Богу от имени человека. Он не приносит в жертву волов и козлов, как это делали Аарон и его сыновья, но Он Сам стал совершенной Жертвой на Голгофском кресте. Христос стал Жертвой, Которую потребовал Бог, чтобы полностью загладить вину за грех. Ни один ветхозаветный первосвященник не мог бы принести подобной жертвы. Даже если бы он решил принести в жертву себя, его кровь не смогла бы стать платой за грех, ибо он сам был человек грешный) Бог же требовал совершенной жертвы.
Вот для чего Иисусу пришлось стать человеком – чтобы стать Ходатаем, Заступником, Посредником. Он был зачат от Духа Святого, и потому был без греха. Он родился от Девы Марии и потому Он подпал под наказание за грех и под проклятие, которое навлекло на себя человечество. Как человек Он был искушаем во всем, однако не согрешил. Христос знает, сколь сильны и неистовы искушения; Он знает, какой силой обладает грех. Бог почему Он проявляет сострадание к грешнику, приходящему к Его престолу.
Христос – ходатайствующий Первосвященник, Который становится на сторону виновного грешника. Будучи нашим божественным Адвокатом, Он не потворствует греху, как это порой делают земные адвокаты, но взывает к божественному Судье, напоминая Ему о той плате, которую Он внес за грех.
«Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати». Это – исполненное силы ободрение для тех, кто смиренно молится. Смирение и дерзновение могут идти вместе. Каждый может прийти к престолу по благодати, которая есть дар, обретаемый через смерть Христову. Нигде не сказано, что кто-то не может подойти к Божьему престолу. Еще никого из приходящих к нему Господь не отверг.
Сатана пытается убедить грешника, что ему следует держаться подальше от Божьего престола. «Вначале ты должен победить грех, вначале ты должен стать лучше», – говорит он им. Если бы мы верили его голосу, то ни один грешник так и не смог бы приблизиться к Богу, ибо сами себя очистить мы не можем. Дитя Божье, ты сам, все твои дела и молитвы лишены дерзновения. Ни одно из всех твоих дел не способно открыть вход к престолу благодати. Наступает время, когда Бог закроет небеса, дабы научить тебя, что без Христа пути к Богу нет; и тогда ты начнешь понимать, что твоя молитва не стоит ничего, если только твой Первосвященник не заступится за тебя.
Не один только Сатана нашептывает, что к престолу Божьему невозможно прийти, – сам грешник убеждает себя в том же. Чем больше спадает с него шелуха его самоправедности, тем меньше он осмеливается подходить к престолу. О том, как Он примет нас, Бог сказал: «Когда увижу кровь» Христову, а не «Когда увижу тебя». Для того, чтобы измениться, вы не способны сделать ничего. Дерзновение – только во Христе. Когда мы приходим к Богу своими силами. Он становится «Огнем поядающим». Когда верующий зависит от Христа, он получает дерзновение, святую смелость, побуждающую его приблизиться к Богу. Тот, Кто сидит одесную Отца и пребывает вечно, дабы ходатайствовать за свой народ, – это Тот, Кто сходил в недра человеческого греха. Превознесенный Христос страстно желает быть путем для тех, кто признает себя грешником. Когда таковые не осмеливаются при близиться к престолу, Христос дает им понять, что Он и есть престол благодати. Да соединится же смирение с дерзновением! Да держатся они крепко за Великого Первосвященника, обращаясь к Его же словам: «Приходящего ко Мне не изгоню вон!»
Пусть никого не пугает, что смирение пострадает от дерзновения. Чем дерзновеннее мы во Христе, тем смиреннее мы в себе. Если дело обстоит иначе, то это уже не истинное дерзновение, а свидетельство духовной гордыни или, по крайней мере, признак бесчувственности или отсутствия теплоты. Такое может случиться даже в жизни верующих.
Дерзновенная молитва прославляет Христа. Тот, кто учится видеть во Христе Путь и Дверь, позволяет Христу трудиться. Ходатай более всего прославляется через ходатайственный труд, ибо Он пришел не для того, чтобы Ему служили –пускай даже молитвой, но чтобы послужить другим, в том числе и молитвой. Дерзновенная молитва также прославляет Бога-Отца. Богу благоугодно, когда грешники приходят к Нему через Иисуса Христа, так как Сам Отец сказал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Если вы не видите Сына, вы никогда не увидите и Отца. Здесь Дух Святой прославляется в равной степени. Тот же Дух, Который облекает в смирение, облекает и в дерзновение. Истинное дерзновение – это не процесс доведения себя до некоего состояния, когда мы считаем себя достойными перед Богом; истиной является диаметрально противоположное. Б свете сказанного, внимательнее рассмотрим понятие дерзновение в том значении, в котором оно употреблено в греческом оригинале. Буквально оно означает «ничего не утаивать, не скрывать»; другими словами, оно означает признаваться во всем. Слова «ничего не утаивать» напоминают об искреннем отношении, свойственном детям. Таким образом, правилом спасения и молитвы являются слова; «Кто умалится как это дитя». Мы понимаем, что истинное дерзновение не делает умалившегося гордым, но делает гордеца умаленным. Мы нисходим в глубины смирения. Вот почему дерзновение пролегает в долине смирения и эти два идут рука об руку.
Если мы ничего не утаиваем и открываем все, это препятствует гордыни. Наши грехи покрывает ложный стыд. Сколько грехов не исповеданы перед всезнающим Богом! Как необходим непрестанный, обнажающий труд Святого Духа! Псалмопевец хорошо понимал это, когда молился: «От тайных моих очисти меня».
Безусловно, отсутствие дерзновения свидетельствует об отсутствии отношения, присущего ребенку. Если мы избавимся от желания возрастать в собственной значимости, то обретем больше дерзновения в долине смирения. Христос и труд Его Духа явлены в глубинах смирения.
Такое искреннее дерзновение, присущее ребенку, приносит обильные плоды. Исследуемый нами библейский стих говорит: «Чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи». Милость – это глубокое сострадание Бога, которым Он движим через Христа. Благодать – это то, что ученик получает в ответ на молитву и, возможно, во время молитвы. Милость и благодать вседостаточны. Одна их крошка стоит больше всех богатств мира. Они восполняют все, даже если путь и труден.
Поразмыслим над словами «благовременная помощь». Те, кто молится, как написано выше, обретают помощь в Господе, а не в себе. «Благовременная помощь» – это благое время, установленное Богом. Божье время всегда лучше нашего. Бог никогда не приходит слишком рано или слишком поздно. Часто дети Божьи говорят: «Должно быть, настало Божье время». Но порой Бог дает нам время ожидания. Часто нам открывается больше во времена ожиданий, нежели когда получаем помощь. Если бы Бог отвечал на все молитвы незамедлительно, то народ Божий мог бы подумать, что это происходит благодаря их правильным молитвам.
Мы узнали, что все еще существует престол благодати, время, когда никто не может сказать, что ему не позволено подойти к нему. Бог нигде не говорит, что мы не можем подойти. Однако мы также читаем: «Ты не подойдешь ко Мне». Поэтому, если молитва вам чужда, это происходит не потому, что Бог закрыл вход к Своему престолу благодати. Бог продолжает взывать к вам: «Обратись ко Мне и будешь спасен». Однажды престол благодати станет престолом суда и уже никогда не будет благодати для благовременной помощи. Помните: престол благодати не вечен. Пусть ныне же этот призыв Божий приведет вас к престолу благодати!