«Посему (возлюбленные), препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят»
(1 Петра 1:13-16).
В принципе, мы все ожидаем святости от других, когда открываем кран в ванной, вызываем врача или приходим домой уставшими. Мы надеемся, что в кране будет вода, что врач нас вылечит, а дома нас поймут. Нам хочется, чтобы все было чисто и благородно.Именно об этом думали русские ученые, когда в 60-х годах XIX века рекомендовали перенести санкт-петербургский водозабор вверх по течению. Дело в том, что канализация сливалась в Неву на несколько сот метров выше, чем стояли трубы водозабора, по которым весь город снабжался питьевой водой.
Прошло 130 лет, и в 1992 году экологи брали в пятимиллионном городе пробы воды из водопровода. К своему удивлению, они обнаружили, что по сути ничего не изменилось. Из кранов текла желтовато-буроватая жидкость, которую петербуржцы по привычке кипятили перед употреблением. Многие процеживали воду из крана через марлю. В непрокипяченной воде были обнаружены возбудители целого букета опасных для здоровья и жизни болезней.
Святость — это чистая вода, которую кто-то для нас приготовил.
Сравнить святость и не-святость можно как
целое с поломанным,
пригодное с непригодным,
необычное с обычным,
дорогое с дешевым,
чистую совесть с муками совести,
честность с обманом,
высшее качество с браком,
чистое с грязным,
хорошее с плохим,
счастье с горем,
свежее с тухлятиной,
прибыль с убытками,
совершенство с несовершенством.
Святость не отрицает, а утверждает, она не «против», а «за», в ней столько хорошего, что все и не перечислишь. Главное понять, что такое истинная святость, и не приписывать ей того, в чем она не виновата.
Что имел в виду Петр, когда сказал нам: «Будьте святы»? Самое первое, самое основное значение слова «святой» (по-еврейски «кодеш», по-гречески «хагиос») — отделенный, избранный, не такой, как все. Самый высший свой смысл это слово приобретает, когда речь идет о Боге и о предметах и людях, избранных Богом на служение Себе.
Так вот — когда речь идет о Боге, слово «святость» означает, что между Богом и нами существует огромная разница как в самом естестве (Бог всемогущ, всеведущ и вездесущ), так и в нравственных качествах (Бог совершен, то есть абсолютно безгрешен). А если мы признаём, что Бог свят, нам нужно Ему поклоняться и можно на Него положиться, не боясь, что Он нас подведет.
Иногда в Писании это слово используется при описании храмовой утвари и предметов, которые были отделены на одно-единственное употребление: в храме при богослужениях. А еще святыми назывались люди, избранные Богом для того, чтобы быть Его посланниками и свидетелями среди народов земли. Святые — это не просто люди достойные и уважаемые. Библейские святые сплошь и рядом были людьми простыми, неприметными, самыми что ни на есть обыкновенными, которых Господь избрал в собственность Себе и которых отметил особой милостью Своей. Все, кто познал Христа как Спасителя, уже только поэтому стали святыми — Бог назвал их Своим народом, Своими духовными детьми, выделил из среды неверующих (Римлянам 1:7; 1 Коринфянам 1:2; Ефесянам 1:18).
Еще на страницах Нового Завета часто встречается слово «освящение», которое происходит от того же корня, что и «святой», «святость». У слова этого три значения, тесно между собой связанных.
Освящение — это торжественный акт Божий, которым Он выделяет нас из всех остальных людей как детей Своих, прощенных и принятых Им. Апостол Павел, говоря о делах совсем не святых, напоминает верующим:
«И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего»
(1 Коринфянам 6:11).
Уверовав во Христа как Спасителя Своего, как единственную надежду на прощение, мы очистились, а точнее, Бог нас очистил, когда объявил святыми детьми Своими, отделенными на особое служение Себе. Это так называемая святость позиционная, святость по положению. Мы святы в этом смысле не потому, что как-то эту святость заслужили, а потому, что полностью доверились Христу и полностью положились на Него.
Освящение — это процесс, который у верующего продолжается всю жизнь, по мере того, как Бог его все больше и больше уподобляет Христу. Именно это с нами сегодня и происходит, именно об этом идет речь, когда говорится, что Бог отделяет нас на особое служение, именно об освящении в этом смысле чаще всего и упоминается в Библии. Поскольку мы избраны Богом, наша цель заключается в том, чтобы все больше и больше жить в соответствии со своим призванием. И хотя в этой жизни нам никогда не достичь полного совершенства, полного нравственного подобия Христу, мы всю свою оставшуюся жизнь можем к Богу приближаться, быть с Ним в правильных, нормальных отношениях. Это святость прогрессирующая, практическая.
В своем послании к церкви в Фессалониках Павел писал: «Ибо воля Божия есть освящение ваше» (1 Фессалоникийцам 4:3). А через несколько строк добавил:
«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа»
(1 Фессалоникийцам 5:23).
Это всего лишь один пример из многих — в Новом Завете нам не раз разъясняется, как именно мы должны возрастать в освящении, становиться все более святыми в повседневной жизни, чтобы самими делами своими показывать, что мы принадлежим Господу.
Освящение — это конечная цель, то нравственное совершенство, которого однажды достигнут духовные дети Божьи. Иоанн писал:
«Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист»
(1 Иоанн 3:2-3).
Мы, дети Божьи, однажды станем подобны нашему Господу и Спасителю Иисусу Христу!
На чем основан Божий призыв к святости? Призыв этот ясно и недвусмысленно звучит как в Ветхом, так и в Новом Завете. Хотя эти два Завета разделяют века, хотя адресован этот призыв был к людям, которые жили в совершенно различной общественной и культурной ситуации, основание этого призыва не изменилось. И в том, и в другом случае Бог весьма убедительно объясняет народу Своему, за что тот Ему должен быть благодарен, если отделяет себя на служение и угождение Богу.
В книге Левит Бог говорит:
«…Я — Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак будьте святы, потому что Я свят»
(Левит 11:45).
Он напоминает евреям, что только что избавил их от тяжкого ига египетского рабства. Он спас Свой народ, наслав на Египет десять невероятных казней, последняя из которых случилась в пасхальную ночь и сломила наконец волю фараона, после чего Бог повел Свой народ в землю обетованную.
В Новом Завете призыв к святости тоже основан на благодарности. Петр писал в своем послании о жертвенной смерти Христа. Он вспоминал о том, что Отец принес Сына Своего в жертву, чтобы дать спасение всем, кто уверует в Него (Иоанн 3:16-18). Петр напоминал своим читателям, «что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Петра 1:18, 19).
И раз Бог пошел ради нас на такую жертву, людям Божьим во все времена нечего даже и задумываться, стоит ли отдавать себя на служение Богу. Уже только исходя из того, что нам Бог о Себе открыл, у нас есть более чем веские причины отражать своей жизнью нравственные достоинства Того, Кто нас сотворил и искупил Себе.
В новозаветном Послании к Евреям мы читаем:
«Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа»
(Евреям 12:14).
Христос сказал: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Матфей 5:8).
Эти и другие места в Библии говорят нам, что нужно удаляться от того, что Бог ненавидит, и стремиться к тому, что Он любит (см. также Римлянам 12:1-2; 2 Коринфянам 7:1; Филиппийцам 2:14, 15).
Можно ли нам на что-то надеяться? Может быть, прочитав все вышесказанное, вы подумали: «Похоже, Бог требует невозможного. Если это так и есть, можно отказаться от всяких надежд на святость уже сейчас». Но отчаиваться не нужно. Вспомните, кем был Петр, вспомните, что с ним приключалось, вспомните его взлеты и падения. Может быть, это вас не очень-то утешает, но мы все в одинаковом положении. Ни одному человеку в мире никогда даже и близко не подобраться к той святости, которой от нас требует Бог. Но нам есть на что надеяться, потому что Бог милостив. Ему под силу изменить нас, и Он многое сделал, чтобы нам помочь на этом пути.
Как мы с вами уже видели, в каком-то смысле все, кто имеет веру во Христа, уже святы. «Святее» уже не станешь. Но, хотя первый шаг и самый важный, и без него невозможно жить так, чтобы святости в нас становилось все больше и больше, это всего лишь часть общей картины.
«Все, кто имеет веру во Христа, уже святы»
Так зачем же все-таки быть святым? Вот вам всего несколько причин:
Мы были сотворены такими, что полное удовлетворение сможем найти только в жизни для Бога.
Грех нам вроде бы какое-то удовольствие и приносит, но в конечном счете только губит нас.
Бог избрал нас, чтобы сделать людьми особыми, непохожими на других, святыми во свидетельство миру, который болен грехом и стонет под игом греха, о Своей любви и благодати.
Раз мы стали людьми особыми и цель у нас особая, то логично было бы соответственно и жить.
Святость — это естественное проявление благодарности в ответ на дар спасения, который дорого обошелся Богу — чтобы избавить нас от греха, Бог отдал на смерть Сына Своего.
Бог свят, и если мы хотим Его лучше познать, нам нужно научиться жить ради Него так, как Он того хочет.
Бог заповедовал нам быть святыми.
Святость дает нам уже сейчас испытать вкус райской жизни, чтобы приготовиться к тем чудесам, которые нас ожидают.
Для дальнейших размышлений:
Прочитайте 1-е Петра 1:1 – 2:10.
Что здесь сказано насчет того, зачем и почему нам нужно быть святыми?
Чем эти слова вас больше всего тронули?
В молитве ответьте Богу на то, что Он вам сказал в Слове Своем.