«Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью»
(2 Петра 1:3-4).
У нас есть не только враги (плоть, мир и дьявол). У нас есть еще и союзники — новые желания, церковь и Дух Святой.
Новые желания от Бога. В тот момент, когда мы верой принимаем Иисуса Христа и Его дар спасения, Бог вкладывает в нас новые желания и новую способность жить так, как того хочет Он (Галатам 5:16-26; Ефесянам 4:24; Колоссянам 3:9-10; 1 Петра 1:23; 4:1-4; 2 Петра 1:4). Господь изменяет само естество наше и делает так, что мы можем отражать святость Божью и быть свободными от рабства греховных желаний (2 Петра 1:3, 4). Теперь в нас живет Христос (Галатам 2:20), и Бог призывает нас, чтобы мы, «избавившись от грехов, жили для правды» (1 Петра 2:24).
Церковь. Мир ополчается против нас, но мы, верующие, часть церкви, сообщества людей, которое для того как раз и предназначено, чтобы поддерживать нас в стремлении к святости. Петр сказал: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Петра 4:10). А еще апостол говорил об ответственности и тех, кто церковью руководит, и тех, кем руководят (1 Петра 5:1-5).
Когда мы уверовали во Христа, мы стали частью церкви, которая состоит из всех верующих. Бог создал церковь так, что каждый из нас может кому-то что-то предложить. У каждого из нас есть духовный дар, которым мы можем кому-то помочь и который может облегчить всем нам вместе взятым путь к святости (Деяния 2:41-47; Римлянам 12:3-8; 1 Коринфянам 12:12-31; Ефесянам 4:1-16).
И происходит это по-разному и в разной обстановке: когда мы вместе славим Бога, когда кто-то учит, а кто-то учится, в общении на собраниях домашних групп и в беседах верующих один на один. Христиан-одиночек не бывает. Друг без друга такими, какими нас хочет видеть Бог, нам не стать.
Дух Святой. Петр начинает свое первое послание со слов о том, что освящение, обретение человеком святости — дело Духа Святого. Он пишет:
«Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным, по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится»
(1 Петра 1:1-2).
Во всех детях Божьих живет Дух Святой, влекущий их к святости. Об этом больше говорит в Новом Завете апостол Павел.
Чтобы противостоять греховным желаниям и возрастать в святости, нам нужно жить, полагаясь на силу Духа (Римлянам 8:4-13).
В каждом верующем живет Дух Святой, Который дает нам желание и возможность угождать Богу и помогать другим стать такими, какими их хочет видеть Бог (1 Коринфянам 12:7, 13; Ефесянам 1:13, 14).
Если мы будем покоряться Богу и полагаться на Его, а не на свою силу, мы будем приносить плоды святости, а не мертвые дела греховных желаний (Галатам 5:16-26).
Чтобы жить свято, так, как жил Христос, нужно не просто ходить в церковь, делать добрые дела, читать Библию или противостоять сатане и его лжи, хотя все это само по себе и очень важно. Суть заключается в том, что жить по-христиански нужно так, как мы эту жизнь начали, — полностью полагаясь на благодать Божью, надеясь только на Бога, доверяя только Ему одному. Апостол Павел сказал так: «Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем» (Колоссянам 2:6).
Сам Христос привел пример с лозой и ветвями, из которого ясно: нам никогда не сделать ничего угодного Христу, если мы не будем с Ним близки. Вот как Он говорил:
«Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего»
(Иоанн 15:4-5).
Чтобы быть святым и жить не во грехе, нужно жить в близости с Иисусом Христом. А это значит все время думать о Нем, беседовать с Ним в молитве и полагаться на Него каждый день и круглый день.
Пожалуй, яснее и сильнее всего о том, что сделал для нас Бог и чего Он ожидает от нас, сказано в 1-й главе 2-го Послания апостола Петра. Начинает Петр с того, что сделал для нас Бог.
«Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего. Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью»
(2 Петра 1:2-4).
Бог дал нам все, что нужно, чтобы жить святой жизнью. Своей чудодейственной силой Он изменил само естество наше, и отныне мы можем всегда сказать «нет» греху и «да» Богу.
Далее Петр говорит о том, что наше дело — стремиться к святости, изо всех сил стараться быть поистине святыми.
«То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих»
(2 Петра 1:5-9).
Эти слова ко многому нас обязывают, правда? Хотя Бог столько для нас сделал, нам все равно нужно стараться изо всех сил — проявлять старание, добродетель, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие и совокупность всех этих качеств — любовь. Дел полно, некогда расслабляться.
Так почему же святость дается так нелегко? Раз Бог хочет, чтобы мы были святы, и мы тоже этого хотим, почему же нам так трудно эта святость дается? Почему бы Богу не взять и не снять с нас всякий след греха раз и навсегда?
Мы находимся на пути, начертанном нам в этой жизни Богом, между двумя вехами — «уже» и «пока». Мы уже спасены, прощены и очищены от греха, но пока еще не на небесах. Нам нужно что-то важное сделать для Господа на этой земле, нужно помочь другим познать Бога так, как Его знаем мы. И все наши нынешние проблемы — это часть Божьего промысла, цель которого — уподобить нас Сыну Его, Тому, Кто с честью прошел через все соблазны и испытания, не оступившись ни разу.
Как это может быть, чтобы через боль и страдания мы больше становились похожи на Христа? Петр писал:
«Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией»
(1 Петра 4:1-2).
Житейские испытания и правильное понимание Божьей цели для нашей жизни помогают нам увидеть все безумие греха. Страдание помогает нам понять, что в жизни важнее всего. Когда все идет хорошо, мы успокаиваемся и обрастаем многим таким, чем обрастать совсем не нужно было бы. А когда приходит беда, когда становится больно, ненужное, неважное отсеивается.
Бога больше волнует долговременная перспектива достижения нами святости, чем наше сиюминутное ощущение счастья. Неправильно мы представляем себе жизнь, если воображаем, что Христос избавит нас от забот и тревог, от врагов и терний. Да посмотрите вы на жизнь Самого Христа! Над Ним насмехались, Его предавали, пытали и в конце концов распяли. Его апостолов гнали и казнили. Так почему же мы решили, что с нами все должно быть иначе?
Апостол Иаков учил, что страдания делают нас восприимчивее к делу Божьему. Он писал:
«С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение»
(Иаков 1:2-3).
«Бога больше волнует долговременная перспектива достижения нами святости, чем сиюминутное ощущение счастья».
Страдания и тяготы дают Богу возможность заменить в нас черты характера, далекие от святости, чертами праведными. Так же, как земледелец выпалывает сорняки и убирает с поля камни, так и Господь использует трудности, чтобы помочь нам увидеть в своей жизни такое, от чего нужно обязательно избавляться, иначе плода праведности нам не видать (Евреям 12:11).
Для дальнейшего размышления:
Прочитайте 1 Петра 4, 5 и 2 Петра 1.
Чего ожидает от вас Бог, ведя вас к святости, и что Он берется делать Сам?
Как могут помочь в обретении святости молитва и чтение Библии?
Есть ли у вас общение с поместной церковью, где и вам помогают, и вы кому-то можете помочь?
В молитве ответьте на то, что Бог сказал вам в Слове Своем.