(Книга Бытие, главы 11-23)

Бойкая и красивая Агарь, египтянка, нанятая помогать Саре на новом месте, в просторном шатре, всеми силами старалась угодить своей хозяйке. Смуглая Агарь перестилала постели, и обе женщины молчали, погрузившись в свои думы.
Сара вспоминала события недавнего прошлого, когда по причине голода в Ханаане им пришлось отправиться в плодородный Египет. Все прошло как будто благополучно, если не считать одного обстоятельства, из-за которого Аврам чуть было не потерял свою жену, сказав фараону, что Сара — его сестра. Правда, она на самом деле была его двоюродной сестрой, но как мог нежный, заботливый Аврам позволить, чтобы ее увели во дворец фараона — при ее красоте, которую она до сих пор не потеряла, — и всё это лишь для того, чтобы самому спастись от рук этих злых людей?

«Все знают и видят, что ты — прекрасная женщина, — сказал Аврам, приподнимаясь в седле своего верблюда, чтобы видеть лицо Сары, когда они въезжали в Египет. — Когда египтяне увидят тебя, мне не поздоровится… Они, наверное, скажут: „Если эта красивая, белолицая женщина — его жена, мы убьем его и возьмем ее себе!» — поэтому я прошу тебя сказать им, что ты моя сестра, тогда они оставят меня в живых и, может быть, почтят за твою красоту…»

Саре в ее возрасте было приятно слышать от мужа, что она все еще красива, и она почувствовала благодарность в сердце за его верность и преданность ей на протяжении всей их совместной жизни, несмотря на то, что она так и не подарила ему ребенка. Сара не могла отказать ему в этой просьбе, и он оказался действительно прав, потому что сам фараон взял ее во дворец, осыпав Аврама подарками. Но проведенные там дни были полны страха и беспокойства, несмотря на роскошь, окружавшую жен и наложниц фараона, среди которых Саре пришлось жить. Каждый день она с ужасом ожидала, что фараон позовет ее к себе, а она рвалась скорее возвратиться к себе в шатер, чтобы снова быть с любимым мужем. Ее терзала мысль, что, может быть, Аврам просто хотел избавиться от нее, чтобы найти себе жену, которая могла бы подарить ему ребенка.

Но все закончилось благополучно, Сара возвратилась домой. И вот теперь, рассуждая обо всем этом, она глядела, как смуглая Агарь перестилала постели в ее шатре.

Агарь была подарена Саре фараоном — после того, как выяснилось, кто она и страшная эпидемия постигла Египет во время их пребывания там, так что они были отосланы обратно, в Ханаан. Бог снова помог им и защитил их, и потому она должна перестать беспокоиться, нужно быть благодарной Ему за все. Агарь была красива видом и усердна в своем служении Саре. Она в совершенстве исполняла все ее прихоти, трудилась проворно и ловко, потому что была молода, а Сара была стара и уже не надеялась когда-либо подарить Авраму ребенка, несмотря на частые напоминания Аврама об обещании Бога произвести от них великий народ.

«Милый, добрый Аврам, — думала Сара, — как могла я сомневаться в его добрых намерениях в Египте? Прав он был или не прав, но он остается верным своей бездетной, неплодной, негодной жене!» При этих мыслях сердце Сары заныло от боли сильнее прежнего, ведь при их бракосочетании она обещала мужу детей. Впрочем, такие женщины, как она, могли дать мужу ребенка от какой-нибудь доброй служанки или рабыни. В этом не было ничего предосудительного, и бесплодные женщины часто поступали так.

Наибольшая вина Сары состоит в том, что она не пожелала ждать исполнения Божьего обетования. Такое самоволие неизменно заканчивается болезненно для всякого, кто его применяет.

Сара посмотрела на Агарь — мысль, которая только что зародилась в ее голове, лихорадочно рвалась наружу, не давая покоя. Агарь была новой служанкой, неизвестной рабыней, поэтому было бы не так стыдно и неловко предложить такую сделку именно ей, а не одной из рабынь, прибывших вместе с ними из Ура.

Жена Лота была их близкой родственницей, но ее не было больше в живых; да если бы даже она была жива, — Сара презирала эту заносчивую молодую женщину. Когда Аврам предложил Лоту лучшую землю, не посчитавшись с собою, этот соглашатель немедленно переселился туда со всей своей родней. И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него:

«Возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет…»
(Бытие 13:14-17).

Потомство? У Аврама будет потомство? Многочисленное, как песок морской?! Так сказал ей в тот день Аврам, передавая ей слова самого Бога! «Но это просто немыслимо!» — подумала Сара, быстро встала и закричала: «Агарь!» — «Что такое, госпожа? Я здесь!» — «Агарь, может быть, Богу угодно, чтобы я оставила гордость и позволила другой женщине родить ребенка Авраму. Может быть, это должна сделать ты?»

Роковой замысел, наконец, прорвался наружу. Агарь замерла в недоумении. «Я произвожу тебя в наложницы моего мужа, Агарь, я доверяю тебе, ты была мне верной служанкой, а теперь постарайся подарить ему ребенка…» — сказала Сара.

Аврам не подозревал о душевных страданиях и мучениях своей жены. Но ее план начал претворяться в жизнь. По просьбе Сары, Агарь была с ним, как с мужем, но после этого отношения между нею и хозяйкой изменились. Всё изменилось. Сара внимательно приглядывалась к служанке, не зная еще, подарит ли она им ребенка, или тоже подведет Аврама, как она, его законная жена. Но вскоре стало очевидно, что у Агари будет ребенок; как только весть об этом облетела всех живущих в доме, Сара почувствовала острую зависть. Буквально на глазах Агарь превратилась в грубую, надменную и жестокую женщину. Исчезло усердие, а иногда она даже не отвечала хозяйке, когда та ее звала или давала распоряжения.

Раздражение Сары распространилось на Аврама, и она с горечью говорила ему: «В обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; Господь пусть будет судьею между мною и между тобою» (Бытие 16:5).

Поведение Сары характерно для любой современной женщины. Как только она почувствовала, что ее решение обернулось ей на зло, она начала обвинять во всем мужа: «В обиде моей виноват ты! Я доверила тебе мою служанку, а ты посмотри, как она обращается со мной!» Во всем вдруг оказался виновен Аврам.

Несмотря на такое несправедливое суждение, Аврам все же считал Сару равной себе, поэтому он спокойно ответил: «Вот служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно» (ст. 6). Слова Аврама раздули пламя гнева в сердце Сары, и она беспощадно обрушилась на Агарь. Не ожидая такого нападения, Агарь упала духом; в страхе за себя и за своего еще не рожденного ребенка собрала она самые необходимые вещи и решила бежать домой — в Египет.

В буквальном смысле слова ни одна современная женщина не может войти в положение Сары и понять её. За действиями Сары кроются знакомые многим из нас чувства ревности и мести, перенесение вины с себя на другого, отказ нести ответственность за собственные решения. Она забегала наперед, предупреждая то, что обещал исполнить Бог.

Верно, что при заключении брачного союза Сара должна была дать обещание мужу, что она подарит ему детей. Но обычай требовал, чтобы в случае бесплодности жены, служанка или рабыня могла родить ее мужу ребенка. Здесь нужно сказать в защиту Сары, что любая другая женщина на ее месте не придавала бы этому такого большого значения, потому что браки тогда заключались, в основном, по расчету, но Сара и Аврам любили друг друга, и потому понятно, что Сара ревновала Аврама к Агари не только по причине ее молодости, но и потому что Агари удалось то, что в течение многих лет не удавалось Саре.

Однако, когда Агарь превратилась вдруг в надменную, непокорную женщину, т.е. когда план Сары обернулся ей на зло, она сорвала свое раздражение на Авраме . Нет никакого основания думать, что Аврам потерял чувство любви и уважения к Саре. Он просто исполнил ее план, позволив ей настолько повлиять на себя, что он начал действовать против Божьего обетования. Когда женщина может так сильно влиять на мужа, она должна, по крайней мере, нести ответственность за свои решения.

И всё же поведение Сары характерно для любой современной женщины. Как только она почувствовала, что ее решение обернулось ей на зло, она начала обвинять во всем мужа: «В обиде моей виноват ты! Я доверила тебе мою служанку, а ты посмотри, как она обращается со мной!» Во всем вдруг оказался виновен Аврам.

Конечно, мы можем посочувствовать Саре в ее неудаче, которую она потерпела как жена Аврама, не будучи в состоянии подарить ему детей, но это не оправдывает ее обвинения мужа в том, чего он не делал и в чем была виновата только она сама. Сара отказалась нести ответственность за свой безрассудный замысел.

Важно учесть и тот факт, что Аврам и Сара жили за тысячи лет до того, как Бог явил Себя в Личности Иисуса Христа. Они ещё не видели исполнения Божиих обетований, данных им лично. Аврам пытался убедить Сару в том, что Бог верен Своим обещаниям и в Своё время всё исполнит. Он верил в Божии обетования всем сердцем. Сара гоже хотела им верить, но все факты были против их исполнения. Она была просто слишком старой, и потому решила, что прежде чем Аврам тоже станет слишком старым, нужно проявить практичность и «подсобить» Богу в этом сложном деле. Ее решение вполне отвечало обычаям времени, но забегание вперед привело к неизбежным последствиям: беда постигла многих.

Когда мы «строим из себя Бога», мы всегда теряем контроль над собой и событиями, и с Сарой случилось именно это. Она не смогла справиться с тем, что сама затеяла.

Желая угодить мужу, Сара предстала перед ним в самом некрасивом свете. Он же, любя в душе Бога и доверяя Ему, пожалел, что согласился исполнить поспешный замысел Сары. Агарь, язычница и чужестранка, стала жертвой всего этого грустного предприятия.

Тут следует снова отметить, что Бог тогда еще не явил Себя в Иисусе Христе, и потому в наши дни, ПОСЛЕ этого явления и нашего знакомства с Ним, тем более не простительно забегание вперед, предупреждение исполнения обетований Божиих.

Наибольшая вина Сары состоит в том, что она не пожелала ждать исполнения Божьего обетования. Такое самоволие неизменно заканчивается болезненно для всякого, кто его применяет. Когда мы «строим из себя Бога», мы всегда теряем контроль над собой и событиями, и с Сарой случилось именно это. Она не смогла справиться с тем, что сама затеяла. Таков неизбежный результат забегания вперед и попытки опередить Бога в Его действиях. Последствия этого поступка Сары ощущались во всех последующих веках и докатились эхом до нашим дней.

Мы, родившиеся после пришествия Иисуса Христа и познавшие Его, не имеем никакого оправдания, когда проявляем недоверие к Его Слову. В наши дни женщины, которые, подобно Саре, забегают вперед, тоже теряют над собою контроль и навлекают беду на себя и своих ближних. Только Богу известны все сроки, и Его расписание событий всегда точно.

Вера КУШНИР
г. Санта-Барбара, Калифорния, США
Источник: www.titel.ru

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: