(Книга Бытие, главы 11-23)

Миловидная Сара всегда выглядела красавицей в глазах своего мужа Аврама. Он любил ее как жену и хозяйку их уютного дома, в котором они жили в Уре Халдейском. Однажды, когда Сара со служанками была занята уборкой и украшением жилища, муж подошел к ней и взволнованно сказал: «Сара, у меня для тебя новость». Уловив нотку волнения в его голосе, Сара бросила свое занятие и посмотрела на него. Умные глаза 70-летнего Аврама смотрели на нее уверенно и прямо, делая его обрамленное бородой, мужественное лицо как-то по-особенному красивым. «Мы покинем Ур, Сара, — продолжил Аврам, — Бог говорил со мною и велел мне уйти отсюда».

Сара прислонилась к стоявшему позади нее столику и посмотрела на мужа вопросительно. Ей было 65 лет, а он был на десять лет старше ее. Всю свою жизнь они прожили в шумном, торговом Уре в Месопотамии. Все их друзья жили здесь. Работа Аврама была здесь, его отец Фарра был одним из самых известных в городе мастеров по изготовлению идолов. Вся родня жила здесь. Зачем же им нужно уезжать отсюда?

«Бог говорил со мною, Сара, и велел мне уйти». Не ожидая ответа, Аврам продолжил: «Я очень ясно услышал голос Божий, обращенный ко мне: „Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословении»».

Великий народ? Как может Бог сделать это, если Саре уже 65 лет и она еще не подарила Авраму ребенка? Эти вопросы были в глазах Сары, и супруги давно научились понимать друг друга без слов. «Не знаю, Сара, я сам не понимаю этого, но Бог сказал — и я не смею ослушаться Его».

На этот раз — может, впервые за всю их совместную жизнь — Акрам не спрашивал мнения Сары. Он просто констатировал факт, и, казалось, у них нет выбора. Он не был резким, но говорил твердо и безапелляционно, с какой-то новой и странной уверенностью.

Не споря, Сара начала собираться в дорогу. Движимое имущество было тщательно упаковано, а недвижимое продано. Она сортировала белье, давала указания слугам, посылала за друзьями и глядела, как один за другим выносили из дома ее любимые предметы. Она ничего не объясняла и тщательно скрывала боль своего сердца от взглядов родных и близких. Скорбь расставания смягчалась тем, что пока что все семейство отца Аврама покидало Ур с ними, но некоторое время спустя, уже на первой остановке в Харране, умер сперва брат, а потом и его отец — Фарра.

Аврам и Сара отправились в путь. Это был длинный караван из навьюченных животных, слуг и родственников, в числе которых был и племянник Аврама Лот. Никто не мог уверенно сказать, что через известное время они прибудут в назначенное Богом место. Только Бог знал, куда они идут и когда туда прибудут. Они медленно продвигались вдоль реки Евфрат, огибая ее плодородную долину на пути к Средиземному морю. Путь был трудным, погода жаркой, все было новым, незнакомым и конца пути не предвиделось. Шестидесятипятилетняя женщина и ее семидесятилетний муж были вынуждены переменить свой оседлый образ жизни на образ жизни бедуинов, кочевников пустыни, и, в лучшем случае, Сара могла рассчитывать на шатер из козьей шерсти.

Была ли эта перемена для Сары такой же резкой, какой она была бы для нас в наши дни? Можно с уверенностью сказать, что была, потому что по тем временам Ур был высокоцивилизованным городом, его богатые жители жили в достатке и даже роскоши. Мастера идолов были зажиточными людьми, а отец Аврама был одним из самых выдающихся мастеров в Уре. У Сары были друзья, которые восхищались ее красотой, а ее нарядам и украшениям не было числа. Они жили в двухэтажном доме с балконом и садами вокруг. Каменные полы были покрыты толстыми восточными коврами, и мы не ошибемся, если заключим, что Сара и Аврам принадлежали к высшему обществу города.

Смогли бы мы оставить роскошную жизнь и променять ее на постоянную упаковку и распаковку вещей, когда верблюды и ослы тащат их и вас куда-то в неизвестность, по раскаленной, безводной пустыне? Смогли бы мы решиться на это? Не сказали ли бы своему мужу, что он сошел с ума, если бы он предложил вам что-нибудь подобное? Никто бы не осудил Сару, если бы такие мысли начали вдруг приходить ей в голову. Судя по тому, что говорит об этой чете Библия, можно сделать вывод, что они всегда все обсуждали вместе и были весьма откровенны друг с другом. Он считал ее равной себе, но все же предложил ей променять комфорт городской жизни на узлы и тюки кочевников.

Ничто не говорит нам о том, что Сара была тихоней. По ее действиям, о которых мы узнаем позже, можно заключить, что у этой умной женщины был твердый характер. Зная это, Аврам мог бы бояться предлагать ей такие вещи, но Авраму было известно также, что Сара глубоко уважает его мнение и в смирении перед ним называет его господином. Как бы поступил ваш муж в таком случае? Мог бы он положиться на вашу податливость, если бы ему пришлось вдруг быстро менять планы?

Мы не знаем всех подробностей, но если вначале Сара и потеряла самообладение, то она быстро успокоилась, и мы видим, как усердно начала она разделываться со своим хозяйством и собираться в неизвестный путь, чтобы ничем не помешать мужу исполнить повеление Бога. Как видно, Аврам мог рассчитывать на душевное равновесие Сары в трудные минуты.

Несомненно им была известна древняя история об Адаме и Еве. Аврам и Сара знали, что они потомки Ноя, но отец Аврама изготовлял идолов, а божеством Ура была богиня луны Нана.

Откуда взялась у Аврама и Сары такая вера, которая позволила им слепо покориться необъяснимому повелению истинного, живого Бога? Не забывайте, что у них еще не было Священного Писания, они не слышали проповедей и не читали книг о потенциале Божией жизни в личности людей. Они не могли знать, что именно предусмотрено для них в божественном плане, но по их поведению видно, что Бог, незаметно для них, вложил в них семена Своей жизни и веры. И Аврам, старожил Ура, человек неспортивный, поднялся с насиженного места, и твердохарактерная Сара покорно пошла с ним. Глядя в прошлое и обозревая божественный план, мы видим, что они пошли для того, чтобы исполнилось пришествие грядущего Избавителя, обещанного еще Адаму и Еве. Они не могли знать этого, но Бог управлял их сердцами и давал равновесие их чувствам.

Хотя готовность Сары покинуть свой дом поражает нас, но не менее удивительно и то, что она решилась идти, как и ее муж, не зная, куда идет. Мы знаем, что обстановка дома отражает характер его хозяйки, и даже в XXI веке, когда мы передвигаемся на автомобилях и самолетах, женское сердце больно сжимается при мысли, что работа мужа или военная служба (или эмиграция!), могут заставить ее покинуть насиженное место, дом или квартиру, где каждый предмет отражает характер его владелицы.

Но женщины в наши дни, по крайней мере, знают, куда они едут. Они знают, что где-то их ожидает другой дом, где-то будет конец пути и даже обычно знают, где это будет. О конце же пути Аврама и Сары знал только Бог, и когда они остановились в Харране раньше срока, Он снова позвал их и велел идти дальше. Он поставил их в такое положение, что им ничего не оставалось, как только полностью полагаться на Него.

Нужен ли нам этот податливый, покорный, доверчивый дух Сары? Если мы хотим обойтись без него, значит мы недооцениваем Бога. Если Сара могла полагаться на Него в те далекие дни, на заре Его откровения человеку, насколько более мы, будучи знакомы с Ним лично через Иисуса Христа, должны быть решительными и готовыми всегда быть Божьими женщинами, невзирая на самих себя и не считаясь с личными интересами, желаниями и привычками. Да поможет нам в этом Бог!

Вера КУШНИР
г. Санта-Барбара, Калифорния, США
Источник: www.titel.ru

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: