Для успеха в жизни кротость нрава – условие не менее необходимое, чем таланты. Как бы то ни было, но можно наверняка сказать, что счастье человека главным образом обусловливается ровностью расположения его духа, его терпением и выносливостью.
Слова Платона, что, стараясь о счастии других, мы находим свое собственное, могут быть признаны вполне справедливыми.

Бывают счастливо организованные натуры, которые во всем и всегда умеют отыскать хорошую сторону. Нет такого бедствия, из которого они не извлекли бы утешительной и успокоительной мысли; нет настолько мрачного неба, на котором они не увидали бы проглядывающего здесь или там солнечного луча. Но если даже солнце и остается невидимым для их глаза, то и в таком случае они, по меньшей мере, утешают себя мыслью, что оно есть, и если и скрыто от них, то непременно с какой-нибудь благой и мудрой целью.

Такие счастливые натуры достойны подражания. В глазах их всегда светится луч удовольствия, веселья, луч какой-то религиозной радости, нравственной чистоты, – как хотите назовите. Душа их полна солнечного сияния и золотит своим собственным отблеском все, на что взирает. Если им дано нести бремя, они несут его бодро, без ропота, без тоски, не тратя своих сил на бесполезные жалобы и плач, но, мужественно борясь, идут вперед, срывая мимоходом те цветы, которые попадаются на их дороге.

Да не подумает никто ни на минуту, что люди, о которых мы говорим, слабы и нерассудительны. Напротив, самые широкие натуры – это также и самые добрые, самые любящие, самые доверчивые и самые сильные своею надеждой и упованием. Нравственный светлый луч, пробивающийся сквозь мрак самых темных туч, распознается быстрее всего человеком мудрым, обладающим проницательностью. В теперешних бедствиях он прозревает будущее благо; в болезнях узнает усилие природы восстановить здоровье; в испытаниях находит исправление и дисциплину; в горе и страданиях черпает мужество, познание и более совершенную практическую мудрость.

Когда Иерeмия Тэйлор лишился всего (дом его был ограблен, семья осталась без приюта, и на все его земное имущество наложен арест), у него все-таки осталось мужество на писать следующие слова: «Я попался в руки ростовщиков и управляющих, и они отняли у меня все… Что же теперь? Дайте мне оглянуться. Они оставили мне солнце и луну, любящую жену, много сочувствующих мне друзей и несколько таких, которые могут даже и помочь мне; я могу по-прежнему говорить, и, если только сам не захочу, они не в силах отнять у меня мое веселое настроение, мою бодрость духа и чистоту моей совести; они не отняли у меня ни надежды на провидение Всевышнего, ни обещаний, дарованных мне Евангелием, ни моей веры в лучшую жизнь, ни моей любви к ближнему; я по-прежнему сплю, ем, пью, я читаю, размышляю… Имея так много причин к высокой радости и любя наслаждаться всеми этими благами, надо быть влюбленным в свою скорбь, чтобы находить удовольствие сидеть над своей сравнительно маленькой горстью шипов».

Хотя веселое расположение духа в сильной степени обусловливается прирожденным темпераментом, тем не менее его можно приобрести и воспитать в себе не хуже всякой другой привычки. Мы можем из жизни сделать наилучшее употребление. От нас самих во многом зависит обратить ли ее в источник радости или горя. Жизнь всегда представляет две стороны, и в нашей воле смотреть на хорошую или на мрачную. При выборе того или другого нами должна руководить сила воли и помогать нам выработать в себе привычку быть счастливыми или наоборот. Мы можем поощрять в себе наклонность смотреть предпочтительно на лучшую сторону вещей, а не на худшую. И если мы увидим тучи, то зачем же закрывать свои глаза от серебрящейся сквозь них подкладки?

Внутренний луч освещает всю жизнь, наполняя красотою и радостью все стороны. Он проливает свой свет на холод и согревает его; на страдания – и успокаивает их; на невежество – и просвещает его; на горе – и утешает его. Внутренний луч придает блеск умственным способностям и возвышает прелесть самой красоты. Без него нельзя чувствовать солнечного сияния жизни, невозможно понимание всей прелести цветов; небесные и земные чудеса остаются невидимыми и непризнанными, и весь мир представляется не более, как мрачной, бездушной и безжизненной пустотой.

Бодрое и веселое расположение духа – это не только богатый источник жизненного наслаждения, но в то же время и сильная охрана характера. Очень набожный писатель новейших времен в ответ на вопрос, каким образом должно преодолевать искушения, говорит: «Веселое расположение духа – первое условие, оно и второе, оно же и третье». Оно представляет лучшую почву для возделывания доброты и добродетели. Оно дает ясность сердцу, радость и эластичность уму. Это спутник милосердия, воспитатель терпения, мать мудрости. Оно также составляет одно из лучших нравственных и умственных укрепляющих средств. «Самое действительное лекарство, – сказал доктор Маршалл Голл одному из своих пациентов, – это веселое расположение духа». Царь Соломон тоже сказал:

«Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости»
(Притчи 17:22).

Некто, обратившись однажды к Лютеру с просьбой указать ему средство против меланхолии, получил от него следующий совет: «Becелость и мужество – невинная веселость и разумное мужество – лучшее лекарство как для молодых людей, так и для старых, и вообще для всех возрастов против мрачных мыслей». Сам Лютер любил музыку никак не меньше, – если только не более, – чем любил детей и цветы. Этот великий человек обладал всею нежностью, на какую способно только женское сердце.

Веселость нрава – превосходное и очень полезное качество для повседневной жизни. Кто-то назвал такое состояние ясной погодой души. Действительно, веселость вливает в душу гармонию и есть вечная песня без слов. Веселое расположение заменяет отдых. Оно дает организму возможность беспрерывно пополнять и подкреплять свои силы, тогда как недовольство и тоска расслабляют его, ибо влекут за собою постоянные слезы и нытье.

Где же источник веселого, бодрого настроения? Вера в Божии обетования: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, ибо Ты со мной, Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня» (Псалом 22).

Должно быть стыдно христианину, рожденному свыше, иметь мрачный, недовольный вид.

Источник: http://www.nashidni.com/

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: