Как известно, один и тот же торт нельзя съесть дважды. Это печально, но факт. Для следующего праздника приходится покупать другой торт.
Господь также вынужден считаться с этим законом. Он всемогущ, но все-таки не может и делать что-то и не делать в то же самое время.

Рассмотрим в этой связи вопрос о боли. Человек, схватив горячий предмет, немедленно роняет его, почувствовав боль. А иначе он узнал бы об опасности только по запаху горелого мяса.

Атеисты спрашивают: почему же ваш милосердный Бог не придумал другого способа предупреждать людей об опасности – каких-либо «колокольчиков», которые звонили бы в мозгу?

Да потому, что к «колокольчикам» можно и не прислушиваться. А боль ни с чем не спутаешь, на нее приходится реагировать молниеносно. Так что без боли мир стал бы не лучше, а хуже.

Но ведь нельзя сделать так, чтобы боль была и одновременно ее не было! Подобные требования к Богу просто несерьезны. К.С. Льюис писал по этому поводу: «Чепуха остается чепухой, даже когда речь идет о Боге».

Множество людей проводят свободное время в погоне за острыми ощущениями, и порой это кончается трагически. Одни тонут, другие срываются в пропасть, у кого-то не раскрывается парашют… Стал бы наш мир лучше, если бы Бог сделал возможным чудесное спасение этих людей в последний момент?

Зададим этот вопрос альпинисту. Полезет он на гору, если в этом не будет никакого риска? Не сомневаюсь, что он ответит: нет! Без риска, без острых ощущений – какой альпинизм?!

Итак, мир вряд ли станет лучше, если Бог устранит саму возможность несчастий. Человеческое счастье – странная штука. Самые счастливые люди, каких мне довелось видеть, – это влюбленная пара в Лондоне, оба слепые. Хотя нет! Не менее счастливы были африканские крестьяне, чей семейный бюджет не превышал двух долларов в неделю. А самые несчастные из моих знакомых – бизнесмен-миллионер и воинственные профсоюзные активисты.

Люди в принципе непредсказуемы, и кто знает, какие перемены пойдут им во благо, а какие – наоборот!

Признание атеиста

На эти темы, должно быть, размышлял и писатель Олдос Хаксли. В романе «О дивный новый мир» он изобразил Англию будущего. Это будущее прекрасно: наука научилась делать счастливыми всех. Страдания, боль и неудобства исчезли. Все ликуют и уверяют друг друга, что они счастливы.

Все – кроме одного мыслителя, героя романа, Он чужестранец и бунтарь, поэтому его прозвали Дикарем. Но это единственный человек в мире, еще не утративший разум. Он говорит:

— Не хочу я удобств. Я хочу… настоящую опасность, хочу свободу, и добро, и грех.

— Иначе говоря, вы требуете права быть несчастным, – сказал Мустафа.

— Пусть так, – с вызовом ответил Дикарь. – Да, я требую .

Забавно, что О.Хаксли, безусловно сочувствующий этому герою, – атеист.

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: