Предыдущие поколения верующих были заняты мыслями о небе и аде больше, нежели настоящие. В наши дни большое количество людей, испове­дующих христианство, очень мало озабочено мыслями о жизни после смерти.
А жаль, потому что история показывает, что люди, так много сделавшие для этого мира, были, как никто, уверены в существовании иного мира. Вспом­ним Августина Блаженного, который писал книгу «О граде Божием», вдохно­вившую крупнейших мыслителей последующего тысячелетия, в то время, когда варвары лавиной устремились на римскую империю. Или вы думаете, что такие реформаторы, как Лютер, Кальвин и другие, только и делали, что «витали в облаках»? Ничего подобного! Результаты их земного мышления потрясли всю Европу.

Если полет вашей мысли ограничен земным горизонтом, то звезд вам не увидеть! Вам не вырваться за пределы вашего очень ограниченного мира, что­бы увидеть более широкую перспективу. Но если вы уверуете в Бога живого, создавшего наш мир, но существующего вне его, тогда ваш кругозор коренным образом изменится. Вы рассматриваете историю как нечто, стремящееся к оп­ределенной цели. Перед вами вдруг возникает идеал, который может быть взят за основу при оценке мира и к которому вы можете стремиться, чтобы поднять общество на более высокую ступень.

Приход Иисуса объединяет наш мир с миром, грядущим. Он – воплощение Царства Божия. Когда люди вверяют Ему свою жизнь, они заручаются Его под­держкой в своих стремлениях обрести это Царство уже на земле. В этом нет никакого романтического идеализма. Люди пресыщены утопиями, которые разочаровывают (буквальное значение греческого слова утопия – «несущест­вующая земля»). То, чем озабочены христиане, имеет прямое отношение к это­му миру и его нуждам по той простой причине, что им известно – этим озабочен и Бог. Он доказал это, придя в образе Иисуса, умерев за нас и встав из гроба в первый день Пасхи. Бог не мог сделать большего, чтобы показать, что этот мир Ему небезразличен.

Поэтому именно христианам поручено принести в существующий ныне мир нравственные ценности и нормы, любовь и устремления, справедливость и праведность грядущего Царства. Они знают, что наш мир никогда не будет со­вершенным. При этом они вовсе не являются слепыми приверженцами идеа­лизма. Они рассматривают себя как представителей неба, живущих жизнью своей родины в чужой стране, где они хотят творить добрые дела. Пожалуй, только представители иных миров могут сделать действительно много хороше­го на земле.

Но если христиане нашего времени смогли воспользоваться принципами справедливости и нравственными ценностями, присущими совсем другому ми­ру, то какое мы имеем право утверждать, что их вера сегодня неуместна и не­приемлема?

Если когда-либо и существовала необходимость в христианских ценно­стях, то сейчас эти ценности нужны как никогда ранее. Кровавая резня в мно­гочисленных военных и национальных конфликтах по всему земному шару; не­вообразимых размеров голод; социальное насилие; унижение и оскорбление личности; широко распространенное угнетение – все это делает христианство как никогда ранее актуальным. Разве мы не нуждаемся в христианской благотворительности, чтобы отозваться на стихийные бедствия, происходящие в ми­ре? Разве нам безразличны судьбы тысяч угнетенных во многих странах мира? Кто же вступится за них, если не те, кто живет за пределами своего общества и борется во имя правды, сострадания и справедливости? Не потому ли врачи- христиане могут трудиться в самых примитивных условиях, в которых не часто встретишь врача-нехристианина?

Стоит только понять значение самопожертвования Иисуса, как вы не смо­жете больше стоять в стороне от мира нужды, которому Он пришел служить. Если вы верите, что люди действительно что-то значат как дети Божий, то вы просто не сможете не трудиться для их блага.

«Ответственно, – писал К. С. Льюис, – жить в обществе потенциальных бо­гов и богинь… Ведь те, с кем мы шутим, работаем, на ком женимся, кого уни­жаем и эксплуатируем – бессмертны и предназначены либо для вечных мук, ли­бо для вечного блаженства».

Такова логика, лежащая в основе христианской деятельности. Как только начинается пробуждение христианской веры, так тотчас наблюдается соответ­ствующий ему подъем в социальной сфере общества, как это произошло, на­пример, в 19-м столетии в Англии. Почти все социальные реформы в Англии были проведены в жизнь не по инициативе последователей Джона Милла, при­держивавшихся взглядов философского агностицизма, а людьми, пришедшими к живой вере через возрождение, которое так глубоко коснулось этой страны. Большинство реформ было проведено в жизнь главным образом христианскими парламентариями. Герцог Шафтсбургский способствовал принятию закона, за­претившего труд в шахтах женщин и детей, а также закона, приведшего к со­кращению рабочего дня на фабриках, и др. Д-р Бернардо основал дома для си­рот. Элизабет Фрей добилась реформы тюрем. Жозефина Батлер заставила пар­ламент принять закон о запрещении детской проституции и защите прав жен­щин. И, конечно, Вильберфорс, который имел счастье дожить до того дня, ко­гда его борьба за отмену рабства, которой он посвятил всю свою жизнь, увен­чалась успехом.

Все эти люди так страстно и плодотворно трудились в этом мире именно потому, что они были уверены в существовании иного мира. Они пришли к жи­вой вере во Христа, и поэтому они горели желанием служить Ему на благо дру­гих Его созданий. То же самое можно сказать и о людях, подобных Мартину Лютеру Кингу, Матери Терезе, и о многих других наших современниках.

Все они были убеждены, что атеистическое объяснение мира в корне не­верно. Мы не являемся, как утверждал Жан Поль Сартр, «пузырем из ничего на поверхности моря». Если вы все-таки верите в это, тогда вам незачем трудиться на благо других. Но если вы верите, что вы созданы по образу Божию и так до­роги Ему, что Христос умер за вас, тогда закатывайте рукава и принимайтесь за работу. Это как раз то, что так необходимо христианству. Именно так христиа­не в большинстве случаев и поступали.

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: