Десятая глава Книги Иисуса Навина содержит повество­вание о великой битве между сынами Израиля и язычниками-аморреями. Господь вмешался и бросал огромные кам­ни с неба, убившие множество врагов. По мере разворачи­вания битвы, когда понадобился дневной свет для ее за­вершения, Иисус Навин молился: «Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!» (ст. 12). И сол­нце стояло неподвижно, и луна остановилась, пока не за­кончилась битва (ст. 13). Здесь следует отметить, что вы­ражение «остановилось солнце» описывает необычное явление. То есть, с нашей точки зрения, солнце выгглядит движущимся, поэтому мы обычно употребляем такие вы­ражения, как «восход солнца» или «заход солнца», не те­ряя при этом научной достоверности. Таким образом, под­черкните слова «остановилось солнце» и на полях страни­цы сделайте пометку: Описание необыгчного явления. Ошиб­ки нет. Но что же в точности там произошло? Случилось ли чудо, или есть какое-то естественное объяснение этому событию?
Авторы либерального направления полагают, что это вы­ражение чисто поэтическое. То есть, в соответствии с этой точкой зрения, не было никакого чуда. Этого вполне можно ожидать от модернистов. Другие, допуская вмешательство Бога, считают, что это чудо включало в себя преломление света, так что в движении земли на самом деле не произош­ло перестройки. Таким образом, это чудо оказывается со­бытием местного значения, схожим с наказанием тьмой в Египте непосредственно перед исходом (срав. Джон Дэвис и Джон Уитком, «История Израиля», A History of Israel, стр. 66-70). Однако традиционные взгляды состоят в том, что продолжительность этого дня в древности на самом деле увеличилась благодаря задержке во вращении земли вокруг ее оси. Профессор Леон Дж. Вуд показал, что только эта последняя точка зрения справедливо передает значение слов священного текста. Он утверждает, что выражения «остано­вилось солнце», «стояла» и «не спешило к западу» (ст. 13) «несомненно означают изменение в направлении движения» (A Survey of Israel’s History, стр. 148). Тот факт, что «не было такого дня ни прежде ни после того», как представляется, действительно указывает на уникальность этого дня, в то время как в Писании есть другие примеры сверхъестествен­ного управления светом в небольших масштабах (см. (Исход 10:21-23; (4 Царств 20:10,11; срав. (2 Паралипоменон 32:24-31). В любом случае, консервативные исследователи соглашаются в том, что это обстоятельство включало в себя подлинное чудо, а не простое поэтическое описание великой победы. Отметь­те выражения в стихах 13,14, упомянутые выше, и на полях напишите: Это не поэзия; это настоящее чудо.

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: