Мы не знаем, когда наступит «день оный», и не должны знать. Христос говорил об этом довольно ясно:
«О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один»
(Матфей 24:36).

«Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти»
(Деяния 1:7).

Однако практически в каждом поколении были христиане, пытавшиеся вычислить день возвращения Христа. Обычно эти предсказатели опирались на некоторые промежутки времени, указанные в отрывках Писания, которые многие верующие считают непонятными или сложными, такие, как книга Даниила, книга Иезекииля и Откровение Иоанна Богослова.

Ниже я привожу примеры, свидетельствующие о том, что эта вредная практика имела место на протяжении всей истории Церкви.

В ранней Церкви

Монтан, называвший себя пророком, и пророчицы Прискилла и Максимилла возглавляли определенное течение в христианстве, распространившееся во Фригии (Малая Азия) около 170 г. н. э. В трудах по церковной истории это течение называется монтанизмом. Эти люди отказались от земных удовольствий и роскоши и утверждали, что пришествие Господа близко. Максимилла умерла в 179 г. н. э., и ее помнят за слова: «После меня не будет больше пророчиц, но настанет конец» (J. D. Douglas, ed., The New International Dictionary of the Christian Church, p. 644).

Ожидание конца времен и установление даты второго пришествия можно проследить в истории Церкви с самого начала, но обычно это были маргинальные движения. Такие церковные деятели, как Ориген в 111 в. и Августин в V в., разработали церковные установления, ставшие впоследствии общепринятыми; эти установления не оставляли места спекуляциям по поводу дня и часа пришествия Господня.

Средневековье

В качестве поводов к Крестовым походам зачастую выступали апокалиптические предсказания. Рыцари и воины Западной Европы считали, что выполняют великую миссию во имя Бога. Они стремились «освободить» Иерусалим, убивая необращенных в христианство иудеев и мусульман. Европейские церковники обещали отпущение грехов и вечную славу тем, кто будет убивать или погибнетвэтой святой войне. Вот уж воистину, «воины Хрис-товы, выйдем смело в бой»!

Считавшийся в те дни экспертом по пророчествам Иоахим Флорский (также известный как Иоахим Калабрийский, умерший приблизительно в 1202 г.) был в своем роде диспенсационалистом. Он написал комментарий к книге Откровение и составил различные графики и таблицы, подобно тем, что составляют нынешние «специалисты» по пророчествам. Он считал, что правоверные христиане – это жители Западной Европы, а антихрист будет из евреев (интересно отметить, что в трудах современных «специалистов» Божий народ – евреи, а антихрист – выходец из Западной Европы.) Иоахим посеял семена антисемитизма, принесшего в Европе горькие плоды. В то время антисемитизм был не просто враждебным отношением к евреям (как определяют это понятие сегодня), а сочетал в себе ненависть и к евреям, и к мусульманам – к детям как Исаака, так и Измаила.

Век шестнадцатый

В эпоху Реформации ожидание скорого возвращения Господа было особенно характерно для анабаптистов. «Все анабаптисты были едины в убеждении, что возвращение Христа близко… [и что] уже идет последняя битва между Христом и антихристом», – отмечает менонитский историк Уолтер Классен (цит. по: Paul Boyer, When Time Shall Be No More, p. 59).

В целом анабаптисты были довольно мирно настроены, но представители их более радикального крыла не просто ожидали пришествия Христа и спасения угнетенных, но и верили, что могут весьма помочь Господу, осуществив переворот существующего порядка. Анабаптистский проповедник из немецкого города Мюнстера пришел к убеждению, что Бог избрал его город Новым Иерусалимом. В Мюнстер стали толпами стекаться радикально настроенные верующие. Ян Матис, булочник из голландского Хаарлема, вместе с другим своим соотечественником Йоганом Беккельсеном, портным из Лейдена (назвавшимся Иоанном Лейденским), взяли власть в свои руки. Город окружили армии като-лической и лютеранской церквей. Матис был убит в столкновении с войсками, а Иоанн Лейденский был провозглашен королем Мюнстера. «Было насильно установлено многоженство, общность имущества… несогласных убивали» (W. Walker, A History of the Christian Church, p. 459). Наконец в июне 1535 г. Мюнстер был захвачен. Оставшихся в живых правителей подвергли пыткам и казнили.

Крайности анабаптистских милленаристов произвели ужасное впечатление на Кальвина (он назвал их «взбесившимися дьяволами»), на Лютера, писавшего «против ватаг крестьян, несущих разбой, грабежи и убийства» (Paul Boyer, When Time Shalt Be No More, p. 60), и на Цвингли, который не возражал, когда городские власти Цюриха утопили одного из предводителей анабаптистов.

В реформатских исповеданиях все еще слышится эхо отвращения к «анабаптистам и другим анархистам» (Бельгийское исповедание веры, Статья 36). И лютеранское Аугсбургское исповедание осуждает еврейские видения анабаптистского миллена- ризма.

Цвингли отверг Откровение как «небиблейскую книгу». Лютер, по крайней мере, некоторое время, считал последнюю книгу Библии «ни апостольской, ни пророческой», а Кальвин не читал по ней лекции и не писал к ней комментариев. Но это не значит, что столпы Реформации редко или скупо говорили о пришествии Господа. Отнюдь. Они даже «знали», кто будет антихристом (ра-зумеется, папа римский). Но со времен Реформации в реформатской и лютеранской традициях сохранилось подозрительное отношение к любым заявлениям и спекуляциям о последнем времени. И, скорее всего, причина подобной настороженности кроется в плачевном примере радикально настроенных анабаптистов.

Недавние предсказания и разочарования

Уильям Миллер (1782-1849), фермер по роду занятий и баптист по вероисповеданию, живший в штате Нью-Йорк, провозгласил, что Господь вернется «около 1843 г.». Эту дату он извлек из книги Даниила (8:14): «На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится». У Миллера появились десятки тысяч последователей, названных «миллеритами». Когда пришел и прошел 1843 г., дата была перенесена на 22 октября 1844 г. Этот день в литературе адвентистов седьмого дня упоминается как «День разочарования». «С самой вершины надежд миллериты были повержены в глубочайшую пучину уныния. Те, кто раздал все свое имущество, столкнулись с огромными проблемами. Дела их были заброшены, урожай не собран, многие находились в полной растерянности, и немало людей нуждалось» (Godfrey Т. Anderson, «The Great Second Advent Awakening to 1844» in The Advent Hope in Scripture and History, p. 169).

Из надежд и разочарований миллеритов возникла церковь адвентистов седьмого дня. Сохранились до наших дней и другие организации адвентистов. Еще одним новообразованием стало «Общество Сторожевой Башни по распространению Библии и брошюр» (Свидетели Иеговы), основанное в 1844 г. Чарлзом Тейзом Расселом. Система Рассела, основанная на его вычислениях по книге Даниила и книге Откровение, во многом схожа с современными учениями премилленаристов и диспенсационалистов. Но последние два течения не исповедуют ереси свидетелей Иеговы об Иисусе Христе как о высшем творении или как о меньшем боге. Рассел предсказывал конец современного мира в 1914 г. Последующие руководители свидетелей, такие, как Рутерфорд и Норр, определяли дату пришествия как, соответственно, 1925 и 1975 гг.

Одна из загадок в истории религии состоит в том, что последователи продолжают почитать своих наставников, несмотря на то что те оказались лжепророками.

Вредная практика продолжается

Бывший ученый НАСА Эдгар Уайзенант написал бестселлер «88 причин, по которым восхищение Церкви состоится в 1988 г.», который разошелся двухмиллионным тиражом. «Восхищение», по мнению автора, должно было произойти между 11 и 13 сентября 1988 г., а вслед за ним, в октябре, последует Третья мировая война. Впоследствии Уайзенант написал «Последний возглас: отчет о вознесении 1988 года», заявляя, что он запамятовал, что в первом веке было всего девяносто девять лет, а значит, восхищение состоится годом позже, в 1989 г.

Двадцать девятого октября 1992 г. двадцать тысяч корейцев ждали, когда пробьет полночь и наступит момент восхищения Церкви. Они собрались в «Церкви грядущих дней» в Сеуле и в двухстах других общинах по всей Южной Корее. День этот прошел, и их пророк Ли Дженг-Рим остался в тюремной камере по обвинению в вымогательстве у доверившихся ему людей средств на общую сумму четыре миллиона долларов.

Гарольд Кемпингдо 1988 г. был видным членом христианской реформатской церкви. По его вычислениям, Господь должен был прийти в сентябре 1994 г. Чтобы предупредить мир о грядущем пришествии, Кемпинг написал две книги: «1994?» и «А ты готов?» Когда автору возражали, что никто, даже Сам Христос, не знает дня и часа пришествия (Матфей 24:36), он соглашался: «Да, мы не знаем дня или часа, но мы можем знать год и месяц». Предсказывая пришествие Господне в сентябре 1994 г., Кемпинг действительно считал, что его слова не противоречат словам Христа, записанным в Матфей 24:36 и Деяния 1:7. С такими людьми трудно спорить.

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: