Иисус – Мессия (по-греч. Христос), что значит «Помазанник». Он обещанный Царь Израилев, на Котором почил Дух Божий. «Иисус – Мессия», «Иисус есть Христос» – вот самое древнее исповедание тех, кто позже был назван христианами.
В начале Своего земного служения Господь открылся Своим ученикам в словах учения и в делах. Но позже Он задал важный вопрос: «За кого почитают Меня люди?» (Марк 8:27). Во всех трех Евангелиях этот вопрос как бы подводит черту под первым этапом земного служения Христа (Матфей 16:13; (Марк 8:27; (Лука 9:18). Этот вопрос важен не только для евангельских текстов; от ответа на него зависит вечная участь каждого из нас.

Петр дал верный ответ. Согласно евангелисту Матфею, он сказал: «Ты – Христос, Сын Бога Живого» (Матфей 16:16). У Марка: «Ты Христос» (Марк 8:29). В Евангелии от Луки: «За Христа Божия» (Лука 9:20).

Важным словом в ответе является слово Христос (на иврите – «Мошиах», Мессия). Петр ответил верно, но в том не было его заслуги. Не плоть и кровь открыли ему это. Он не нашел ответ, сложив два и два. Никто не знает тайны Мессии, кроме тех, кому ее открывает Бог.

«С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать… и быть убиту, и в третий день воскреснуть»
(Матфей 16:21).

Также и в (Марк 8:31: «И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать» (ср. с (Лука 9:22). Утверждать, что Мессии надлежит пострадать и умереть, было неслыханным делом. Петр, только что признавший в Иисусе Мессию, услышав о будущих страданиях, начал страстно возражать. Но Господь повелел: «Отойди от Меня, сатана!» (Матфей 16:23). Христос знал, что Он пришел исполнить волю Отца, и знал, что именно сатана хочет удержать Его, воспрепятствовать Его послушанию. Господь повелевает сатане уйти с дороги. Каждый, кто противится тому, каким образом Бог насаждает Свое Царство (жертвенным служением, страданием и крестом), тем самым противится Богу и становится на сторону сатаны.

Одно сильное искушение преследовало Христа на всем протяжении Его земного служения: избрать кратчайший путь к славе. Его послушание подвергалось испытанию вплоть до самой смерти, именно оно испытывалось при искушении в пустыне (Матфей 4:1-11; (Лука 4:1-13). Суть Его борений в Гефсиманском саду была в послушании Отцу. То же было и в последнем искушении, когда насмешники вокруг креста кричали: «Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем» (Марк 15:32). Но Он остался послушен до конца. Его верность Отцу и Его любовь к нам были двумя гвоздями, которые держали Его на кресте, пока сей Его труд не «свершился» (Иоанн 19:30). Вопреки всем ожиданиям, но согласно воле Божьей, Иисус был и остается распятым Мессией, который искупает и завоевывает мир любовью и страданием.

Суть Евангелия Царства

Либеральные богословы утверждали, что Иисус думал, что Он Мессия, но когда Израиль оттолкнул Его, Он принял путь креста как Божью волю. Таким образом, утверждали они, Он преподал нам ценные уроки добродетели. Но либералы отрицали, что Он пришел в мир, чтобы предложить Себя в жертву за наши грехи.

Сегодня многие богословы евангельского толка утверждают, что Иисус предложил Себя Израилю как Мессию, но Израиль отверг Его, и изначальные планы были несколько скорректированы. Он стал страждущим Мессией, умершим, чтобы спасти тех, кто уверует в Него, – Свою Церковь. Но Он вернется, вернется таким, каким Его изначально хотел видеть Израиль, земным царем в земном Иерусалиме, и в Его второе пришествие израильский народ обратится к Богу. Израиль обретет независимость и одолеет своих врагов во время тысячелетнего царствования Мессии-Иисуса на престоле Давида. Жертву Христа такие богословы считают некой интермедией, кратким представлением между основными действиями, понадобившимся из-за неверия Израиля.

Я обращусь к этому учению диспенсационализма в гл.4. В данный момент нам важно понять, что для Христа не было иного пути принести Царство на землю, кроме как через Свои страдания. Крест – это не окольный путь, после которого иудаизм получит своего земного царя, как утверждают диспенсационалисты. Именно Своими страданиями и жертвенной смертью Христос дарует нам Царство и славу. Таков данный нам Богом Мессия, и нет иного.

Крест – умиротворение вселенной

В иудаизме нет креста, символа страданий. Но для христианства крест – это выражение самой сути. На кресте Христос принес искупительную жертву за грехи мира (1 Иоанна 2:2). Именно крестом Христовым вся вселенная примиряется с Богом.

Христос – Спаситель каждого верующего, во-первых, иудея, а потом и «еллина». Каждый из нас может и должен исповедовать то, что сказал Павел:

«Ныне живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня»
(Галатам 2:20).

Однако каждый христианин – часть «тела» Христова, и вне этого «тела» никто не может пользоваться теми благами, которые верующий обретает во Христе. «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Коринфянам 12:13), Духом Божьим.

В романе Потока «Меня зовут Ашер Лев», по мере того как Ашер растет как мужчина и как художник, он приобретает известность благодаря картине, которую его агент называет «Бруклинское распятие». В ней Ашер использует символ креста и свою мать в образе распятой, чтобы выразить ее страдание за своего мужа и сына:

«Я рисовал быстро, в странном исступлении. За всю боль, что ты пережила, моя мама. За все мучение твоих прошлых и будущих лет, моя мама. Ради всей боли, которую причинит тебе этот образ боли… Ради Властителя вселенной, чей страждущий мир я не понимаю… во имя всего этого я сотворил эту картину – пра-воверный иудей, работающий над распятием, поскольку в его собственной религиозной традиции не нашлось эстетического образца, в котором он мог бы отразить картину высшей боли и мучения».
(Chaim Potok, My Name is Asher Lev, p. 313)

Но мы сказали далеко не все о спасительном подвиге Христа.

«Благоугодно было Отцу… посредством [Христа] примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное»
(Колоссянам 1:19,20).

Значит, Христос пошел на крест, чтобы примирить с Собою все непокорное мироздание. Благо- угодно было Богу через Христа восстановить Свое творение, чтобы вселенная обрела изначально задуманный облик. И Сам Христос – суть и гармония мира, как сказано, «все Им стоит» (ст. 17).

И это восстановленное владычество Бога над творением, примирившимся с Ним крестом Христовым, и есть то Царство, о пришествии которого мы молимся и ради которого трудимся. В отличие от утверждения диспенсационалистов, тайна этого Царства состоит не в том, что Царство Сына Давидова было отсрочено до эпохи Церкви. Тайна Царства – это тайна Царя. Он должен был пострадать и умереть. Только будучи вознесен на крест (Иоанн 12:32), Он мог привлечь всех к Себе. Крест – суть христианской религии. Всякий, кто хочет обойти крест стороной, не может войти в Царство Божье.

По словам Самого Христа, Иоанн Креститель, надеявшийся на приход Царства ради осуждения зла и наказания нечестивых, все же был самым величайшим ветхозаветным пророком. Он был большим, «но меньший в Царстве Небесном больше его» (Матфей 11:11). Здесь категории «больший» – «меньший» не должны восприниматься как нравственные, например, «больший» как «мужественный», «выдающийся» и пр. Эти категории следует воспринимать в свете истории спасения; в данном случае «больший» – это тот, кто ближе к Христу, к спасению во Христе.

В длинном ряду ветхозаветных пророков Иоанн был последним и поэтому величайшим. Другие видели издали, а Иоанн мог протянуть свою руку и сказать: «Вот Он, Мессия!» И в этом смысле ни один ветхозаветный пророк не выдерживает сравнения с Иоанном, потому что никто из них не был ближе к Христу.

Но меньший в Царстве Божьем больше Иоанна, потому что любой христианин, как новозаветный верующий, знает Мессию намного ближе, чем когда-либо мог знать Его Иоанн. Иоанн знал, что Мессия принесет осуждение; а мы ныне знаем, каким образом Христос должен был понести это осуждение. Иоанн знал, что изольется Божий гнев; а мы знаем, что гнев Божий излился на Мессию. Меньший в Царстве больше Иоанна, потому что каждый новозаветный верующий знает Мессию, умершего за нас на кресте. Мы знаем тайну, которая прежде была сокрыта, но ныне явлена.

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: