Когда группа пресвитеров и проповедников, в число которых входил и я, проводила собеседование с кандидатом на служение, я спросил будущего проповедника: «Вы ожидаете, что Христос придет в любой момент?» Тот ответил утвердительно. Другой проповедник спросил: «Но разве Библия не учит, что сначала должен прийти антихрист и что нас будут преследовать за нашу веру до того, как Господь вернется?»
– Я полагаю, да, – сказал кандидат.

– Ну что же, – настаивал тот проповедник, – значит, мы не должны учить, что возвращение Христа близко, не правда ли?

– Не должны, – ответил кандидат, который теперь был сбит с толку и слегка смущен. – Нам не следует говорить, что Господь может прийти в любой момент.

Вопрос, которым проповедник озадачил кандидата, был неразрешимым. Евангелие учит, что мы должны быть готовы встретиться с Господом в любую минуту. Но как только мы апеллируем к предсказанным событиям, чтобы ослабить свою бдительность и готовность ко времени Его пришествия, мы совершаем то, что Библия делать не советует. Мы делаем выводы, основываясь на наших собственных вычислениях.

Христос учил, что надо быть наготове

Некоторые христиане, веря во всеведение Христа, утверждают, что Он знал и то, что Ему предстоит долго ждать Своего второго пришествия. Я не сомневаюсь, что Христос знал, что между Его воскресением и вторым пришествием будет некий промежуток времени. Поэтому-то Он и основал Свою Церковь (см.: гл. 3). И все же, Он не учил, что до Его возвращения нам придется ждать многие столетия.

Бодрствуйте

В притчах о господине, который странствует, и о женихе, который прибывает позже, чем его ожидали, можно найти некоторые признаки, свидетельствующие о том, что Христос готовил Своих учеников к долгому ожиданию. В притче о десяти девах говорится, что «жених замедлил» (Матфей 25:5). Неверный раб в (Матфей 24:48 говорит: «Не скоро придет господин мой».

И все же основной смысл этих притч не в том, что пройдет много времени, прежде чем Он вернется. Смысл притчи о рабах в том, что они не знают, когда вернется хозяин, а значит, должны быть готовы принять его в любой момент.

Может показаться, что притча о десяти девах готовит нас к долгому ожиданию. Пять дев мудры, ибо они рассчитывали на более долгое ожидание, взяв достаточно масла для своих светильников. Но мораль притчи такова: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа» (Матфей 25:13).

Суть притчи не столько в том, что ожидание продлится долго, но в том, что час Его пришествия неизвестен.

Альберт Швейцер, великий богослов, музыкант и врач, оказал большое влияние на богословов и библеистов своей теорией. По его теории, Христос надеялся, что Царство Божье придет во время Его земного служения. Согласно Швейцеру, когда великое будущее не настало, Иисус умер мученической смертью, крича: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Матфей 27:46).

Эта гипотеза в основном опирается на три высказывания Иисуса:

«Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий»
(Матфей 10:23).

«Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе»
(Марк 9:1).

«Не прейдет род сей, как все это будет»
(Марк 13:30).

Эти отрывки сложны для понимания, хотя были предложены вполне убедительные толкования. Близость славы Царства может указывать на славу Христа в Его воскресении, а в высказывании «не прейдет род сей» Он мог подразумевать «род человеческий» или людей «подобных верований». В этом значении слова «род сей» используются и в других случаях, например, в (Матфей 11:16, 12:41 и (Марк 8:12 (см., напр.: Bruce F. F., The Hard Sayings of Jesus).

Безусловно, ошибочно было бы использовать эти три высказывания как основу для теорий о задержке конца света и о «заблуждениях» Христа, как это делали многие. Христос сказал, что конец придет неожиданно, как вор, но все же Он указал признаки его наступления и говорил о его неизбежности. Эти три темы – наступление конца, его неожиданность и неизбежность – тесно связаны друг с другом, и нет доказательств, что ранняя Церковь была обеспокоена этими вопросами. Стивен Тревис справедливо отметил, что «слова Христа о неминуемости конца доказывают, что эпоха окончательного исполнения этих пророчеств действительно настала, Царство Божье открывается здесь, сейчас, и его нынешние проявления служат залогом окончательной победы Бога во Христе» (Travis S., Christian Hope and the Future, p. 90).

Тот же автор указывает, что Христос использует язык, характерный для пророчеств и поэзии, где любое событие может быть отображено как близкое, хотя и не является таковым буквально (Travis S., / Believe in the Second Coming of Jesus, p. 93).

Нигде в учении Христа – да и во всем Новом Завете – не говорится, что ждать нам, возможно, придется очень долго. Отнюдь, пришествие Христа близко. Он может прийти в любой момент. Он придет скоро.

Хотя в новозаветном учении и не говорится явно о долгом ожидании дня Господня, часто повторяется, что мы должны быть постоянны и терпеливы, а значит, ожидание может продлиться дольше, чем мы думаем. Помимо этого, в Своих пророческих словах о конце времен Христос говорит, что этому должны предшествовать определенные события:

«И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец»
(Матфей 24:14).

Об этом же говорит и апостол Павел: «День тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха» (2 Фессалоникийцам 2:3). Но я утверждаю (более подробно об этом – в последующих главах), что мы не вправе использовать эти указания для вычислений и не должны пытаться составлять календари грядущих событий. Не стоит думать о втором пришествии как о событии, которое произойдет через век-два. Мы всегда должны думать, что Его пришествие близко.

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: