Помимо этого, Бог полагает предел времени и деятельности дьявола. Сам дьявол, дракон, названный многими именами в Откровение 12:9, знает, «что немного ему остается времени» (12:12). Антихрист – худшее из его порождений – получает в свое распоряжение всего сорок два месяца (три с половиной года), 1260 дней, три с половиной дня или время, времена и полувремя – каждое из этих чисел сводится к половине семи (Откровение 11:2,3; 12:6,14; также см.: (Даниил 12:7). Поскольку семь – число полноты и завершенности, число три с половиной указывает на то, что жизнь или труд прерван на половине. Бог допускает деятельность Своего противника, но Он же и устанавливает границы. Ужас про-длится недолго. Во Втором послании к Фессалоникийцам появление беззаконника и его истребление упомянуты одно за другим. И в Откровении сказано, что время зверя и дни нашего страдания будут сокращены.
Видимо, в этом же смысле нам следует понимать (большое, но имеющее предел) «число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откровение 13:18). Три шестерки – это верх человеческого развития вне Бога (Который есть 3+4=7). Поэтому, несмотря на величие и злобу зверя, возможности его не безграничны. Но, помимо этого, существуют десятки различных объяснений числа 666. По словам X. Беркхофа, все эти объяснения допустимы, некоторые вероятны, но ни одно нельзя считать полностью исчерпывающим (Н. Berkhof, Christ, the Meaning of History, p. 112).

Распознать антихриста

В Книге Даниила восстающий против Бога правитель – историческая личность, Антиох Епифан, который должен был ознаменовать конец времен. В Откровении образы зверя и его мировой империи созданы по подобию Римской империи с ее обоготворенным императором, о котором знал как автор, так и его аудитория. Но царство зверя не было в полной степени реализовано в Риме. Семь посланий церквам и семь печатей, труб и чаш, относящиеся к событиям во времена Иоанна, говорят нечто большее о Церкви и мире, также и образ зверя обозначает не только Римскую империю, но имеет отношение и к событиям после нее, к знамениям конца.

Во Втором послании к Фессалоникийцам Павел предостерегает молодую церковь, говоря, что прежде пришествия Христа должен открыться «человек греха, сын погибели». В посланиях Иоанна антихрист появляется как верный признак последнего времени. Это библейское учение об антихристе, как о противнике Божьем, восстающем в последнее время, последовательно, но не систематично. Цель этого учения – призыв к терпению «святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса» (Откровение 14:12). Церкви Христовой надо уметь распознавать антихристианские власти и персоналии на протяжении всей своей истории, но прежде всего нам должно ожидать пришествия Бога во Христе.

«Футуризм в любой форме исключается», – говорит Г. Ч. Беркувер, имея в виду, что никто не вправе учить или писать о будущем антихристе (G. С. Berkouwer, The Return of Christ, p. 281). Однако диспенсационалисты на Западе считают антихриста реальным персонажем будущего, который появится незамедлительно после восхищения Церкви. Он «выйдет на сцену всемирной истории благодаря своему гипнотическому очарованию и обаянию настоящего лидера. Вероятно, он придет из Евросоюза или из страны… которая когда-то была частью Римской империи» (John Hagee, Beginning of the End, p. 117). Хол Линдси, наравне со многими другими авторами, верит, что «Библия дает полный биографический очерк этого будущего мирового правителя» (Hal Lindsey, The Late Great Planet Earth, p. 103).

Футуристам стоит изучить все «словесные портреты» антихриста, возникавшие в христианстве на протяжении его истории. Справедливо было бы спросить, почему вы считаете, что все они заблуждались, и откуда вам знать, что вы правы? Нынешние предсказатели либо отметают все прежние гипотезы как ошибочные, либо утверждают, что долгий ряд исторических личностей – от Нерона до папы римского, Гитлера и Сталина – всего лишь предтечи истинного воплощения сатаны, о котором идет речь в их книгах. Беркувер сказал бы, что стоит воздержаться от гипотез о будущем и что, следуя букве и духу Писания, автор должен скорее искать антихриста в своем, нынешнем времени, чем отсылать его в будущее (G. С. Berkouwer, The Return of Christ, p. 282).

С самых первых дней Церкви христиане отождествляли антихриста с реально существующим человеком, восстающим против Христа и повсеместно преследующим христиан. Но по мере ослабления гонений, особенно после обращения в веру самого римского императора Константина в 312 г. н. э., ожидания конца пошли на убыль. Однако у ранних реформатов не было сомнений, что антихристом будет папа римский или институт папства (см.: Кальвин Ж., «Наставления в христианской вере», IV, И, 12 и vii, 25).

На сегодняшний день эти домыслы – один из наиболее болезненных моментов в отношениях между католической и протестантской церквами, стремящимися к установлению более близких отношений. Но наши предшественники воспринимали папство как власть, преследующую тех, кто хотел повиноваться чистой евангельской истине. В то время как католики видели в папе наместника Христа на земле, протестанты воспринимали его как антихриста, который «в храме Божием сядет, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фессалоникийцам 2:4).

Адвентисты седьмого дня верят, что папа римский и есть «зверь» из Откровения и что соблюдение воскресения – метка зверя. Они утверждают, что именно папа римский заменил субботство соблюдением воскресного дня. Сегодня адвентисты седьмого дня говорят об этом более осмотрительно, утверждая, что соблюдение воскресения вместо субботства можно считать меткой зверя, «если соблюдение воскресения продиктовано земными законами» (Marvin Moore, The Antichrist and the New World Order, p. 91).

В наши времена разговор об антихристе начинается с рассмотрения условий, необходимых для возникновения мировой системы его правления. Их усматривают в различных современных явлениях: от новых компьютерных технологий, пластиковых карточек и микрочипов до растущей тенденции к использованию одного языка; в движениях по объединению Церкви, попытках создания единой религии, возрождении колдовства. Авторы подобных гипотез утверждают, что эти признаки были предсказаны пророками и что ныне готовится почва для появления антихриста. Далее следует описание самого антихриста. В некоторых случаях дается богословское толкование, а иногда он предстает персонажем фантастических романов у таких авторов, как Кэрол Бализет, Дэн Бетзер и Салем Кирбан. Особый интерес у североамериканской публики вызывают число 666 и способы нанесения метки антихриста. Подобные произведения столь же по-пулярны, как астрология и занятие оккультизмом, которые, по идее, должны осуждаться и искореняться христианскими авторами. Пол Бойер подробно описал ожидания и предположения диспенсационалистов во второй половине XX в. (Paul Boyer, When Time Shall Be No More: Prophecy Belief in Modern American Culture, pp. 115-290).

Вопрос о том, следует ли нам, в соответствии с Писанием, до пришествия Христа ожидать явления конкретного человека в роли беззаконника, остается открытым. Отвечающие на этот вопрос утвердительно основывают свои доводы на 2 Фессалоникийцам 2:3-10. Здесь Павел ясно проводит различие между властью беззакония, которая уже действует, и человеком беззакония, который еще не явлен. Почему он еще не явлен? Существует сдерживающая его ныне власть или личность. И фессалоникийцы знают, кто или что «не допускает его». Ст. 6 может быть переведен либо так: «И ныне вызнаете, что не допускает открыться ему», либо: «Вы знаете, что ныне не допускает открыться ему».

Как только «удерживающий теперь» будет «взят», то есть препятствие, «не допускающее ему открыться», будет убрано с дороги, беззаконник, которого Господь Иисус уничтожит дыханием своих уст, откроется (ст. 7, 8). Практически все, кто занимался тщательным разбором и толкованием данного отрывка, призна-ют, что не знают, кто это или что это за «удерживающая» сила, «не допускающая» человеку беззакония открыть свое истинное лицо. И все же те, кто первыми внимали строкам этого послания, знали, о ком (или о чем) писал Павел.

В своей классической книге «Эсхатология Павла» Герхард Вое (1862–1949) посвятил целую главу «человеку греха». Он пришел к выводу, что «Второе послание к Фессалоникийцам принадлежит к числу многих пророчеств, и наилучшим и последним толкователем будет его эсхатологическое исполнение…» (Gerrhardus Vos, Pauline Eschatology, p. 133). Иными словами, истинное значение этих слов мы узнаем, когда предсказанное свершится. После обстоятельного изучения 2 Фессалоникийцам 2:5–7 Вое признает – поп liquet, т. е. «это мне не ясно» (там же, р. 133).

Многие толкователи говорят, что слово «удерживающий» указывает на «норму закона и государственности» (Леон Моррис) или «силу хорошо организованной человеческой власти» (Уильям Хендриксен), но они признают, что «полной уверенности в этом у них нет» (Хендриксен) и что «точно ясно одно: мы этого не знаем» (Моррис).

Ранние отцы Церкви полагали, что Павел говорил о Нероне, порочность которого не открылась, пока Сенека, его мудрый наставник, не был удален со сцены. Мы слишком мало знаем, чтобы утверждать, заблуждались они или нет. Диспенсационалисты утверждают, что «удерживающий» – это Дух Святой, Который покинет землю, когда Церковь отправится на небеса. Однако толкователи всегда указывали на то, что использование Павлом слов «пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (в более простом переводе – «пока не будет убран с дороги ныне удерживающий») было бы довольно неуместно в отношении Святого Духа, Евангелия или апостолов.

Опознать антихристианские власти и личности

Антихрист – это обличье врага Божьего в последнее время. Разумеется, сам неприятель находится за кулисами; обычно он действует под покровом темноты. Он посеял плевелы, что растут ныне посреди пшеницы (Матфей 13:24-30). Но иногда враг Божий открывается в человеке, и тогда можно указать на него и сказать: вот он, «сын погибели», как Писание называет предателя Иуду (Иоанн 17:12) и «человека греха» (2 Фессалоникийцам 2:3). Открытое противление Христу, «хула на Святого Духа», – антихристианское проявление. Люди, «вкусившие благого глагола Божия и сил будущего века» (Евреям 6:5), а после открыто отрицающие, что Христос – Сын Божий, «Который родился от жены», – суть антихристы. Их богословие – антихристианское. «Они вышли от нас, но не были наши» (1 Иоанна 2:19). Также во (2 Фессалоникийцам 2:3 Павел говорит, что сначала должно произойти «отступление», «восстание» или «измена». Антихрист происходит не из языческого народа, а из народа, которому ведомо христианство, или из церкви, где прежде почитали Христа, или же он проявляет себя как человек некогда просвещенный.

Кроме того, антибогом можно назвать тоталитарное государство. Оно заменяет собою Бога, единого высшего властителя вселенной. Христиане с большим подозрением относятся к тоталитарным государствам. Тираны присваивают себе власть и права почти наравне с божественными, что заставляет их забыть о своем подлинном месте перед истинным Владыкой всего. Правитель-ство, ходящее пред Богом, – благо, как сказано в (Римлянам 13. Правительство, узурпирующее место Бога, становится зверем, предупреждает Иоанн в (Откровение 13.

Вопрос о том, кто на самом деле антихрист – человек ли это, власть, группа или некое движение, скорее всего, не совпадает с библейскими категориями. В Писании личность олицетворяет группу, а группа воплощена в личности. Христос представляет Собою всех, кто Христовы, ибо Он – глава тела. Но Он же и тело.

Подобным же образом антихрист может одновременно быть воплощен во всех указанных выше образах и средствах.

Быть может, мы еще увидим историческую фигуру вроде Нерона или Сталина – деспотическое орудие в руках лукавого. Быть может, мы еще увидим воплощение зла. А может быть, нет. Господь может прийти в час, когда у людей будут все основания говорить, что сейчас царит «мир и безопасность» (1 Фессалоникийцам 5:3).

Безусловно, написать краткий биографический очерк антихриста невозможно, составлять точный график его будущего проявления недопустимо. Суть предостережений Писания в том, что мы должны бодрствовать, а значит, уметь распознавать обман нашего века – лжепророков, ложные обещания и надежды, которыми люди живут и умирают. И мы должны распознавать и называть своими именами обмирщение, гордыню, стремление заменить собою Бога. Эти две особенности: обман людей и высокомерие перед Богом – верные признаки антихриста.

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: