Те, кто ожидает перед пришествием Господа явления истин­ного антихриста – зверя, потребующего поклонения и славы, которых достоин лишь Бог, ожидают и пришествия великой скор­би – страданий, которые превзойдут по своим масштабам лю­бые прежние гонения.
Этого ожидают и диспенсационалисты, но большинство из них, особенно «предвеликоскорбные», полагают, что истинные христиане избегнут великой скорби. Согласно их учению, в тече­ние семи лет великой скорби Божья ярость изольется на мир, и Господь покарает Израиль, а христиане будут восхищены до того, как адские силы вырвутся на свободу. Последователи многих дру­гих христианских течений – премилленаристы и амилленаристы (которые вообще не верят в отдельную эпоху тысячелетнего царства благоденствия) – считают, что перед пришествием Хри­ста все достигнет своего пика, включая гонения и страдания хри­стиан.

Реформатские богословы, наравне со своими коллегами из основных евангельских течений, не столь точны и подробны в описании событий последних дней, как премилленаристы, но они по большей части сходятся во мнении, что все станет совсем пло­хо, прежде чем засияет свет в конце тоннеля. Прочтите, к приме­ру, это длинное высказывание из книги Германа Бейвинка: «Пи­сание ясно учит, что у власти антихриста есть своя история и что власть эта проявляет себя в разные времена по-разному, но в конце концов она откроется во всеобщем отступничестве [отходе от веры] и разрыве всех естественных и нравственных связей, кото­рые ныне сдерживают подобное отступничество, а затем воплотит­ся в мировой империи, которая воспользуется лжецерковыо и про­славит себя через превозношение и обожествление своего предво­дителя – главы империи» (Herman Bavinck, The Last Things, p. 114).

Я не оспариваю мнение тех, кто ожидает наступления эпохи последних страданий и окончательного, великого явления анти­христа, но все же я верю, что стоит подготовиться и к иному раз­витию событий.

Страдания, не имеющие себе равных?

Название «великая скорбь» взято из слов Христа: «Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» (Матфей 24:21). В иных переводах «великая скорбь» назва­на «великим несчастьем» или «великим страданием».

Для наших коллег (сторонников «предвеликоскорбного» уче­ния, премилленаризма или диспенсационализма) «великая скорбь» обозначает семилетний период, который последует за восхищением Церкви. Они верят, что предсказания многочислен­ных ветхозаветных пророчеств сбудутся именно в этот семилет­ний период. (См., напр.: J. Dwight Pentecost, Thy Kingdom Come, p. 329–331, где автор перечисляет более ста ветхозаветных текс­тов, имеющих отношение к великой скорби.) Последователи дарби-скофилдского богословия рассматривают (Откровение 6–19 как перечень событий, которые свершатся во время великой скорби в течение семи лет (см. комментарии и примечания к Откровение 4:1 и 7:14 в новом издании скофилдской Библии). Это означает, что Откро­вение не содержит послания для первых поколений, читавших эту книгу. Да и вообще, эта книга мало что говорила любому чи­тателю, доколе Дарби не открыл всем нам истинный замысел и план грядущего, который ныне популяризируется и получает распространение благодаря Холу Линдси и иже с ним.

Я полагаю, что эта вся система семилетней скорби не основа­на на Писании, а приписывается ему и видится в нем сторонни­ками данной системы.

Страдания или скорбь – часть христианской жизни, и это не случайно, это неотъемлемая часть пути к спасению. Господь предупреждал, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деяния 14:22). Слово «скорби» в данном отрыв­ке – это перевод греческого слова thlipseis, которое использовано также и в (Матфей 24:21 в словосочетании «великая скорбь» (греч. megale thlipsis). В (1 Петра 4:12 мы читаем: «Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключе­ния для вас странного». У нас намного больше оснований подо­зревать нечто странное, когда в церкви тишь и благодать, нежели, когда она подвергается нападкам и гонениям.

И все-таки, возможно, Христос предсказывал Своим после­дователям страдания, которые превзойдут все прежние. Он ска­зал, что это будут страдания или скорби, каких «не было от нача­ла мира доныне, и не будет» после (см.: (Матфей 24:21).

Но не использовал ли здесь Христос гиперболу – преувеличе­ние, столь свойственное еврейской литературной традиции? Ког­да в земле египетской умерли все первенцы, был «вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более» (Исход 11:6). О благочестии Езекии написано: «Такого, как он, не бывало между всеми царями Иудейскими и после него и прежде него» (4 Царств 18:5). Но это утверждение не стоит воспри­нимать буквально, ведь в той же книге сказано о царе Иосии:

«Подобного ему не было царя прежде его, который обратился бы к Господу всем сердцем своим, и всею душею своею, и всеми си­лами своими, по всему закону Моисееву; и после него не восстал подобный ему»
(4 Царств 23:25).

Подобные примеры приведены в работе Гари Демара. (См.: Gary DeMar, Last Days Madness, the Folly of Trying to Predict When

Christ Will Return, p. 74, 75.) Однако Демар приходит к выводу, что все предсказания из (Матфей 24 свершились при разрушении Иеру­салима, – лично я не осмелился бы это утверждать.

В истории христианской Церкви и еврейского народа были времена, когда горе было столь велико и страдания столь силь­ны, что по любым меркам – хуже некуда. Просто прочитайте Плач Иеремии, книги Маккавейские или книгу Эли Уизел, выжившей после нацистского геноцида, чтобы понять, через что пришлось пройти еврейскому народу. Или прочитайте «Книгу мучеников» Фокса, чтобы узнать, какие страдания пережила христианская Церковь. Были и продолжаются жестокие гонения христиан в последнее десятилетие XX века и в наши дни. Довольно подроб­ное исследование приведено в книге Пола Маршала «Их кровь взывает».

Однако вполне вероятно, что может прийти время, когда го­нения достигнут мировых масштабов и страдания будут поисти­не непревзойденных масштабов. Мы не вправе утверждать, что этого не будет. Но мы не вправе и настаивать на том, что это долж­но произойти.

Последнее явление антихриста?

То, что Писание говорит об антихристе, необходимо воспри­нимать сквозь призму ожидания Господа. Наше первое упова­ние – ожидание Его пришествия. Нам надо бодрствовать и уметь распознавать антихристов и антихристианские проявления, но мы не можем допустить, чтобы исследования, предсказания и ги­потезы об антихристе заботили Церковь более всего остального.

Различные отрывки Нового Завета проникнуты общей идеей: Господь придет нежданно, без предупреждения, подобно тому как вор без предупреждения пробирается в дом. Мы заблуждаемся, когда используем приход антихриста (как бы мы ни представля­ли себе его воплощение или окружающие его явление события) как повод утверждать, что пришествие Христа пока еще не может состояться. Единственным разумным доводом долготерпения Божьего можно считать провозглашение Евангелия, и никто не может определить меру или предел, после которого наступит конец. Апостол Павел уже тогда полагал, что Евангелие прино­сит плод «во всем мире» (Колоссянам 1:6).

Можно допустить, что мы или последующее поколение ста­нем свидетелями явления беззаконника, чье нечестие превзой­дет злодеяния всех кровавых антихристов, что оставили след на страницах всемирной истории. Мы не вправе сказать, что этого не может быть, но и не должны удивляться, если этого не про­изойдет.

Теперь, изучив положения диспенсационалистов о восхище­нии, антихристе и великой скорби, перейдем к следующей главе, чтобы более подробно рассмотреть их учение о миллениуме – тысячелетнем царствовании Христа на земле.

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: