Красота и великолепие физического мира, окружающего нас, заключаются не только в совершенстве и очаровании каждой его отдельной части, но и в мудрой, прекрасной соразмерности и единстве всех этих частей. Видимый образ и совершенную красоту мира создают не сами очертания предметов и их краски, но их соразмер­ность и гармония, несмотря на то, что все они очень раз­личны. И это – настоящее чудо, что такие, как будто несовместимые, сущности, такие разнообразные части и противоположные качества, образно говоря, «сговаривают­ся» между собой, сочетаясь в таком точном, совершенном единстве и согласии, в котором более всего проявляется мудрость Божья, сотворившая число, меру и вес всех вещей окружающего нас мира.
Таким образом, сила Божья была явлена в создании всего видимого, материального мира из невидимого, из ничего; а Его мудрость открылась в упорядоченности мира и расположении всех его, таких противоречивых и раз­нообразных, сущностей в одном гармоничном, прекрасном Божьем сооружении, каким является наша вселенная.

И вот такое упорядоченное расположение всех ча­стей в одном, таком грандиозном, сооружении, как наша вселенная, и есть гармоничная мелодия творения, составленная из отдельных, как будто диссонирующих между собой, звуков, а очаровательная красота мира проистекает от соразмерности и мудрого сочетания раз­нообразных линий, очертаний и красок.

А теперь посмотрим на то, что очень близко нам: на тело и личность человека, чьи разнообразные составные части соединены воедино в одном высокоорганизованном существе, благодаря чему его качества, как будто противо­стоящие друг другу, настолько преломляются и сглажива­ются, что могут объединиться, образно говоря, во взаимной «дружбе» и «общении», чтобы создать одну прекрасную человеческую личность! И далее, наиболее разумным явля­ется предположение, что в соответствии с установленными Богом законами творения среди первых сотворенных Им людей было не меньше порядка и единства, чем во всем остальном Его творении, ибо создание человека было са­мым главным из всех Божьих дел.

В то время как Бог сформировал окружающий чело­века мир как Свое прекрасное сооружение, первым при­косновением Своих перстов Он запечатлел на сердцах сотворенных Им людей такой принцип, который мог бы быть непрекращающейся связью и узами, соединяющи­ми сынов человеческих вместе. Этот принцип есть ничто иное, как закон любви, главный фундаментальный за­кон нашего мироздания.

С одной стороны, это любовь к Богу, основанная на существенной зависимости человека от Творца и на безусловном его подчинении Ему; и, с другой стороны, это любовь к человеку, основанная на общности всех людей, произошедших от одной крови, и на стремлении человека быть образом Бога (Бытие 1:27; (Деяния 17:26). Все заповеди Божьи, которые были записаны на первой и второй скрижалях, данных Богом для Израиля (Исход 31:18), – есть ничто иное, как ветви этого дерева любви или ручейки этого единого источника любви.

Поэтому наш Спаситель в нижеприведенных словах излагает нам в кратком виде этот совершенный фунда­ментальный закон природы и моральный закон для че­ловечества:

«“Возлюби Господа Бога твоего всем серд­цем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим”: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: “Возлюби ближнего твоего, как самого себя”»
(Матфей 22:37-39).

И поэтому, как говорит апостол Павел, «любовь есть исполнение закона» (Римлянам 13:10).

Всеобщий долг, который мы имеем перед Богом, – это любовь к Нему в превосходной степени; а всеобщий долг, который мы имеем друг перед другом, – это лю­бовь к ближнему в меньшей степени, но которая, од­нако, не должна быть меньше той любви, которую мы имеем к себе самим. Апостол Павел говорит: «Не оста­вайтесь должными никому ничем, кроме взаимной люб­ви» (Римлянам 13:8), причем такой, которую мы имеем к себе самим, как об этом и говорит Христос.

Все остальные нравственные законы подчинены этим двум, и второй из них подчиняется первому, но более – никакому другому. И поэтому, пока любовь к Богу, образно говоря, может идти впереди, любовь к человеку должна следовать за ней. И, что бы ни случилось, – нельзя раз­рывать узы святой любви к Богу и не следует также развя­зывать узел любви к ближнему, ибо и та, и другая любовь взаимно связаны друг с другом. Но когда совместное еди­нение человеческих сердец осуществляется таким образом, что отделяет сердца людей от Бога, тогда, и только тогда должен быть развязан этот узел человеческих отношений, чтобы все участники этого единения могли сохранить лю­бовь к Богу неповрежденной.

Но это прекрасное, очаровательное Божье создание – человек – теперь, то есть после грехопадения, испор­чено. Грех разрезал на куски эту божественную любовь, соединявшую человека с Богом. Расторжение союза с Богом вызвало также ослабление связей внутри чело­веческого общества, ослабление любви к ближнему. Те­перь – это сплошные несогласия, постоянные скандалы и раздражения из-за того, что себялюбие узурпировало престол человеческого сердца. Единство людей на земле нарушено: один человек отдаляется от другого, следуя своим собственным наклонностям и беспорядочным вле­чениям сердца, которые являются ядом вражды и семе­нем всякого раздора.

Если бы любовь к Богу и любовь к ближнему сохра­нили свое место на престоле человеческого сердца – су­ществовало бы согласие и сотрудничество людей во всех их действиях, во славу Божью и на благо человечества. Но теперь воцарилось себялюбие, каждый живет сам для себя и старается, во что бы то ни стало, обратить любое стечение обстоятельств себе на пользу для воплощения в жизнь своих замыслов. Изначальные принципы любви могли бы направить течение жизни и поступков людей в океан Божьей славы и взаимного назидания, так что между ними не возникали бы разногласия и ссоры, так как течение жизни каждого человека имело бы общее направление и цель.

Но себялюбие человека повернуло все каналы его души в обратную от Бога сторону, направив их внутрь самого себя. В этом и проявляется ничтожная цель и устремленность, которые несет в себе себялюбие, чтобы, обратив на пользу себе каждое событие своей жизни, создать, в конечном счете, общее течение всех потоков жизни в свое собственное лоно, что, в результате, ведет к расстройству жизни человека. Именно такое состоя­ние человека и является семенем, из которого произрас­тают всякое разделение и непонимание, существующие между людьми, когда каждый человек считает себя цен­тром вселенной. Из такого состояния не может произой­ти ничего другого, кроме того, что во всех своих путях и замыслах люди будут противостоять и противодей­ствовать друг другу.

А теперь, когда Господь Иисус Христос искупил ду­ховно потерянного человека и восстановил руины его души, Он исправляет все то, что в нем нарушено; и, главным образом, он возрождает в нем эту фундамен­тальную заповедь нашего мироздания, заповедь любви, и вновь соединяет человека с Богом и другими людьми. Поэтому Христос – это наш мир; Он устранил семя раз­дора между Богом и человеком, а также между челове­ком и человеком.

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: