Освобождение израильского народа из рабства египетского и его сорокалетнее путешествие в землю обетованную содержит в себе множество прообразов, наглядных и весьма поучительных примеров для нашего хождения пред Богом.
Три главных этапа усматриваем мы в жизни избранного народа, и каждый из этих этапов – великий пример для современного нам христианства. Первый этап – Египет.

Жизнь Израиля в Египте – рабская жизнь, жизнь полного и безоговорочного подчинения воле владетеля земли – фараона. Египет всегда служил прообразом «мира сего». Сатана, как фараон, – жестокий властелин. Грех и смерть беззаконно господствуют во всем мире и над каждой человеческой душой. Это то именно духовное состояние человека, о котором говорит ап. Павел: «Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я то делаю, но живущий во мне грех» (Римлянам 7:15,19-20).

Порабощенные израильтяне отлично сознавали, что избавиться от постыдного рабства они не смогут. Другие народы к их судьбе безразличны. Фараон бессердечен, жесток и коварен. На его милость нельзя рассчитывать. Оставалось уповать только на силу всемогущего Бога. Народ вопиял к Богу, и Бог услышал «стенания народа». Он послал Моисея и чудесными путями вывел израильтян из Египта.

Как же в этом не видеть наглядного описания Божьего плана спасения души человеческой?

Жизнь в Египте – это духовное состояние всякого человека, рожденного «по плоти», но не рожденного от Бога «по духу». «Кто родится чистым от нечистого?» – спрашивает праведный Иов. И сам же отвечает: «Ни один» (Иов 14:4). «Во грехах родила меня мать моя» – говорит псалмопевец (Псалом 50:7). Грех лежит на каждом человеке презренной рабской печатью. Кто же властен сорвать эту печать? Кто способен выкупить раба из неволи, освободить и восстановить его в правах свободного человека? Иными словами, кто избавит человека от власти греха, плоти и сатаны? Кто спасет человека? «Человекам это невозможно». Может ли упавший человек поднять самого себя? Для этого необходима сила извне, сила, которая сильнее греха, плоти и сатаны, побеждающая сила Божьей благодати.

Бог, положивший в Своем плане спасти израильтян и дать им иную землю, должен был отделить их от египтян, вывести их за рубежи Египта. И заметьте, что до тех пор, пока народ не перешел естественной египетской границы – Чермного моря, он фактически был на территории фараона и юридически считался в рабстве. А рабство, как мы уже знаем, символизирует греховную жизнь, жизнь изнурительную, бесправную.

«Душа согрешающая, она умрет», – говорит Писание (Иезекииль 18:20). Поэтому все, кто уверовал, но продолжает жить греховной жизнью, по обычаям сего мира, «по воле князя, господствующего ныне в сынах противления» (Ефесянам 2:2), тот стоит на пути неминуемой погибели.

Всякий, желающий идти в обетованную землю, не может миновать «Чермного моря». Только перейдя духовный «Рубикон», мы можем оказаться в новом плане жизни.

Выход из Египта – это наше обращение к Богу: «Встану, пойду к Отцу моему».

Переход через Чермное море – возрождение души человеческой, наше отделение от жизни мира сего. Проследим, как же этот переход через Чермное море осуществился?

Изнурительным трудом и жестокостью фараон довел израильский народ до полного и всестороннего изнеможения. Но несмотря на истощенное состояние народа, Господь «не повел народ по дороге земли филистимской, потому что она близка», а повел его путем извилистым, тяжелым, пустынным. Бог видел, что Израиль вышел из Египта, но не вполне познал славу и могущество своего Освободителя. Народ нуждался в таких наглядных уроках, при помощи которых он научился бы видеть в Боге – свое единственное прибежище и силу.

Заметьте также, что в течение первых дней путешествия израильтяне не имели особых трудностей и препятствий. Бог так сделал. Почему? Потому, «чтобы не раскаялся народ, увидев войну, и не возвратился в Египет» (Исход 13:17). Возвращение Израиля назад в Египет – было не в Божьем плане спасения Израиля. Бог желал, чтобы Его избранный народ чувствовал постоянную зависимость от Небесного Проводника. Дорог не было. Путь неизвестен. Кто-то должен показывать куда идти. Эту важную заботу Господь взял на Себя. Бог шел впереди стана ночью в столпе огненном, а днем – в столпе облачном.

Все это весьма поучительно и для нас, христиан.

Читая историю Израиля, нам, верующим, следовало бы себя проверить и призадуматься. Во всем ли мы доверяем Богу? Всегда ли мы призываем Его святое имя, считаем своим Путеводителем и находимся под руководством Святого Духа?

Представим себе огромные обозы израильтян. Дорога лежит внизу, а смотреть надо вверх, на облако, на столп, на небо, на Того, Кто ведет. Облако останавливалось, и все стояли на месте. Облако шло дальше, и весь народ следовал за облаком. Так именно должны поступать и мы, христиане, доверившие себя и всю свою жизнь Богу. Иногда Господь ведет Своих детей ночью, чтобы, ощутив тьму, они возжелали Божьего света, столпа огненного.

«К неземной стране путь указан мне» – пели пионеры евангельского движения в России, пели в горах, в лесах, в пустынях, скрываясь от преследователей господствовавшей церкви и царской власти.

«В черной мгле сокрыт Путь суровый мой, но вдали горит Огонек живой».

Этот «живой огонек» – свет Христов. Он разгоняет темноту, удаляет страх, рассеивает сомнения. Христианина ничто не пугает, потому что Добрый Пастырь всегда идет впереди. «Овцы Мои слушаются голоса Моего».

Дальше мы читаем, что Господь, ведший израильский народ, вдруг привел его в безвыходный тупик. Справа и слева – страшные горы, впереди – морская пучина, а позади – погоня фараона. Что делать? Как объяснить создавшееся положение? Не было ли ошибкой то, что народ следовал за столпом Божьим? – Нет! Все это было в плане Божьем. Фараон должен был быть посрамлен, окончательно поражен и наказан. Израильтяне должны были увидеть и пережить силу Божию. Они не должны были бояться. «Я буду вести вас», – сказал Господь Моисею. Но, как только сзади послышался шум колесниц фараоновых, страх охватил весь стан израильский. Внезапно появились ропотники: «Разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне?» – говорили они Моисею.

Не то ли самое бывает и на нашем христианском пути?

Не успеет человек обратиться к Богу, как появляются фараоны, желающие возвратить его обратно в Египет. Этими фараонами могут оказаться иногда наши родители, друзья, знакомые, а чаще всего – священнослужители обрядовых религий. Ожесточение со стороны всех этих «доброжелателей» является неотъемлемым признаком возрождения души. Пока мы живем во грехах, никто не беспокоится о нас, но как только отдаемся всецело Христу и перестаем грешить, люди начинают «спасать нас от заблуждений».

В послевоенное время я встретил в Германии одного молодого человека. Он пил запоем, курил сигарету за сигаретой, хулиганил и часто забирал у жены последнюю копейку, предназначенную для ребенка. Жена плакала, проклинала судьбу, жаловалась соседям, была несчастной и – в постоянных синяках. В этот жуткий период его жизни никто из многочисленных тогда православных священников не пришел к нему и не сказал:

– Друг, что ты делаешь? Опомнись! Пожалей жену и ребенка…

В это же самое время Бог заговорил к моей совести, и я принял Христа, как моего личного Спасителя. Переживая радостное чувство спасения, я посетил этого молодого человека, дал ему Евангелие и пригласил его на собрание. Он дал обещание прийти на собрание и сдержал его. Слово Божие осветило его омраченную грехом душу, и он осознал себя погибшим грешником. Вскоре, на одном из последующих собраний молодой человек раскаялся и решительно порвал с грехом. Но в этот же день пришли к нему соседи – собутыльники и знакомые, направив все свои усилия к тому, чтобы «спасти совратившегося». – «Подумайте! Попал к баптистам. Продал «веру отцов». И как дешево ее продал! Погиб человек… Такой молодой… А вот гляди, сатана попутал…».

Не замедлил прийти к «сектанту» и «духовный пастырь», который без лишних разговоров авторитетно ему заявил:

«Не оставишь сектантов – погибнешь! Туда тебе и дорога. Раз ты попираешь веру православную – не будет тебе прощения ни в веке сем, ни в будущем…»

Что же это, как не фараоново ожесточение?

Вот здесь–то и необходимо полное доверие Богу, полная отдача, самоотречение. Выдержать первый экзамен – великая победа. Господь сказал: «Меня гнали, и вас будут гнать». «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир» (Иоанн 16:33).

Дальше Бог повелевает Моисею: «Скажи сынам израилевым, чтоб они шли». Но, куда идти? Впереди – глубокие воды. Вокруг – горы. Сзади – колесницы фараона. Куда же идти? Но Моисей, доверявший Богу, сказал народу: «Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны» (Исход 14:14). Моисею же повелел Бог: «А ты подними жезл твой». Моисей сделал так, и совершилось великое чудо. Воды морские расступились. «И пошли сыны израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону» (Исход 14:22).

А фараона и все его войско поглотила пучина морская перед глазами всего Израиля.

Сколько радости пережил Израиль, увидев величие и славу Божию. «Господь – крепость моя… Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врага», – так звучала чудесная песня спасенного народа.

Но этим дело еще не кончилось.

Перейдя Чермное море, народ еще не достиг страны обетованной. Впереди еще лежала знойная пустыня. «И повел Моисей израильтян от Чермного моря, и они вступили в пустыню Сур; и шли они три дня по пустыне и не находили воды» (Исход 15:22). «И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить?» (Исход 15:24).

Книга издана издательством
«Свет на востоке»

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: