В нашу эпоху общественность всего мира все больше и больше уделяет внимания израильскому вопросу. Развязать узел палестинских противоречий кажется делом невозможным. С развязкой этого узла верующие люди связывают, и не без основания, судьбу всего человечества.
Только духовно незрячие люди не видят Божьего перста во всех сложных процессах истории Израиля. В истории этого народа были времена хуже теперешних. Одна его столица Иерусалим подвергался осаде 40 раз. Когда Фридрих Великий потребовал от своего придворного капеллана доказать ему правдивость Библии одним словом, капеллан, по думав, ответил:

– Ваше императорское величество, это слово – «Израиль!»

И действительно, Израиль был и всегда будет ярким доказательством воздействия Божьего перста на судьбы народов и всего человечества. Исторические этапы Израиля могут служить весьма полезным, наглядным уроком.

Трудно встретить дом, где не было бы зеркала и еще труднее – человека, который никогда бы не пользовался зеркалом. Мы заглядываем в зеркало даже тогда, когда оно, не подкупное, отражает наше старое морщинистое лицо со всеми его изъянами.

Но все ли знают о духовном зеркале, в котором можно видеть наше подлинное отражение внутреннего человека, его духовную сущность? Таким божественно-точным зеркалом является Библия Этого зеркала многие люди сознательно избегают и не охотно в него заглядывают.

Израильтяне возмущались, читая первую главу пророчества Исаии. Почему? Потому что в этих пророчествах, как в зеркале, отражалась душа Израиля: – неприглядная и жестоковыйная.

Бог пользовался пророком Исаией не только для обличения израильского народа, но и для того, чтобы возвестить миру о грядущем Мессии, Спасителе всех людей. Каждая глава пророчества Исаии – величайшее сокровище. Отец церкви Ириней справедливо называл великого пророка Исаию «Евангелистом Ветхого Завета». Устами этого пророка Бог говорил к непокорному народу о Своей неизменной любви. Бог напоминал Израилю о тех великих благодеяниях, которые были народу явлены и о которых Израиль быстро забывал. Бог указывал на эту безрассудную забывчивость, как на одну из причин его народных бедствий: поражений, опустошений, бедствий.

«Земля ваша опустошена; города сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; нее опустело, как после разорения чужими»
(Исаия 1:7).

Во дни пророка Исаии (760–698 до Р. X.) положение Израиля было исключительно мрачным, тяжелым и бедственным. Все мыслимые выходы из создавшегося положения казались невозможными. Оставался открытым только один путь – путь народного покаяния и возврата к Богу.

Высокий образ глашатая истины вдохновил Пушкина на стихотворение «Пророк»:

«Как труп в пустыне, я лежал. И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь и внемли, Исполнись волею Моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей».

И сегодня пророческий огонь Исаии жжет и исцеляет сердца непокорного Богу народа, но только немногие доверяют себя этому пророческому огню.

То, что было сказано пророком об Израиле, можно с полным правом отнести к русскому народу, ко всему миру: «От подошвы ноги до темени головы нет здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны» (Исаия 1:6). «Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство?» (Исаия 1:5).

Бог не раз допускал избиение обремененного беззакониями израильского народа. Иногда удары были настолько сокрушительными, что казалось: вот еще один удар, одно наказание, и народ, не выдержав, прекратит свое существование. И как ни странно, но даже в такие критические моменты народ не желал опомниться, не желал видеть своего погибельного положения, не взывал к Богу, не просил Его и помиловании.

Не такую ли самую картину мы наблюдаем повсеместно в наши дни? Не идут ли сегодня миллионы номинальных христиан по следам Израиля?

Если допустить, что мы, христиане, – новый Израиль (а это именно так), то не находимся ли мы в подобном, если не и более худшем духовном состоянии? Не о нас ли скорбит Господь, говоря:

«И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои, и когда вы умножаете молениия ваши, Я не слышу»
(Исаия 1:15).

Россия прошла через великие потрясения. Миллионы погибли в революции, в войнах; миллионы погибли в тюрьмах, лагерях и ссылках; миллионы потеряли родину и рассеяны по всему миру. Не является ли все это результатом пренебрежения Господним зовом к всенародному покаянию?

Бог видит в нас много грехов и пороков и потому дает нам возможность заглянуть в Божественное зеркало – в Евангелие, но люди только целовали Евангелие, а читали мало, а еще меньше исполняли его.

«Я же не такой грешник, как другие… Я не отрицаю Бога, я в Бога верую, изредка посещаю церковь, говею», – так говорят и думают миллионы. Но не напоминают ли эти слова и мысли того, кто, молясь, говорил: «Благодарю Тебя, что я не таков, как этот мытарь». Кто же дал нам право сравнивать себя с язычниками, с атеистами, которые «Бога не боятся и людей не стыдятся»?

Сравнивать себя с другими – легко впасть в заблуждение. Для сравнения у христианина есть не мытарь, не фарисей, а Христос, Его Евангелие, «Свет, просвещающий всякого приходящего в этот мир». К этому свету Христос и зовет нас.

Исаия скорбел, видя людей, приносящих Богу жертвы и не помышляющих об очищении своей души. Бог скорбит еще больше. Богу не нужны приношения от тех, чье сердце не принадлежит Ему.

Пророк Исаия, встревоженный видением славы и святости Божией, воскликнул: «Горе мне! погиб я! ибо я человек о нечистыми устами» (Исаия 6:5).

В ответ на это исповедание пророка Господь послал ангела, который очистил уста пророка горящим углем с жертвенника и приготовил его для великого служения. «И он к устам моим приник И вырвал грешный мой язык И празднословый и лукавый, И он мне грудь рассек мечом, И серцде трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул».

Так описал Пушкин духовное переживание прозревшего пророка. Такую же внутреннюю перемену Господь желает сделать с каждым, кто носит высокое и славное имя христианина, но не ходит во свете Божьем, а потому и не видит самого себя, не знает, как далеко он от Бога.

Люди не видят самих себя только потому, что не озарены лучами света Христова. И потому они высокого о себе мнения. Трудно, даже невозможно видеть свои грехи и свою поликую ответственность перед Богом, не приблизившись к Нему и к Его Слову (Иоанн 8:12; 1:5; 9:5).

Кто же может без зеркала и во тьме увидеть на своем лице грязь? В темноте и грязное покажется чистым. Но стоит только приблизиться к свету и посмотреть не на соседа, как люди обычно делают, а на себя, и мы сразу начнем обнаруживать то, что раньше не замечали.

Покажите мне человека, который чист в своих очах, и я скажу вам, что этот человек еще ничего не знает о свете Христовом.

Царь Давид, пророк и псалмопевец, приблизился к Богу, пошел в Его свет и, увидев себя грешником, из глубины пуши воскликнул:

«Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня»
((Псалом 50).

Печально, что в наше время миллионы христиан убаюкивают себя авторитетом священнослужителей и, сравнивая свою жизнь с их жизнью, не считают себя особенными грешниками. Есть и такие, которые так увлеклись своей самоправедностыо, что их глаза обращены только на других и они видят недостатки и грехи только в других, оставаясь сами на положении старшего сына из евангельской притчи, который оказался в худшем положении, чем блудный сын, вернувшийся к Отцу.

Есть и такие люди, которые говорят: «Все мы люди грешные, все мы согрешаем…» В этой избитой фразе таится ножное оправдание. «Я – не исключение из общего правила. Мы все одинаковы».

Но ведь если человек равнодушен ко греху и, сознаваясь, что он грешен, продолжает жить во грехах, он – в погибельном состоянии. Такой человек должен был бы сказать: «Если я не покаюсь, погибну» и упасть к ногам милующего и прощающего Бога.

Если человек посещает церковь, и бывает даже проповедует, а в душе своей таит клубок ненависти к своему собрату, живет без любви к ближнему, то было бы гораздо лучше, если бы такой человек вообще не ходил в церковь и не грешил своей гордой самоуверенностью. Но это, к сожалению, немыслимо, невозможно.

Многие люди не видят своих грехов, потому что стоят в стороне от Святого Писания. По традиции, по привычке они соблюдают праздники и посты, творят дела милосердия, а бывает – даже молятся, но не считают зазорным пьянствовать, прелюбодействовать, осуждать других, завидовать, заняты любостяжанием, что согласно Писания (Колоссянам 3:5) является идолослужением. Так было с израильским народом. Евреи забыли своего Бога, возмутились против Него (Исаия 1:3), «презрели Святого Израилева и повернулись назад» и в то же время продолжали справлять религиозные праздники, приносить жертвы и гордиться своей религиозностью. К таким людям Господь сегодня говорит устами пророка:

«К чему мне множество жертв ваших? Не носите больше даров тщетных. Праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя; они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. Омойтесь, очиститесь»
((Исаия 1:11–16).

Внешний и внутренний блеск храмов, пышность облачения, торжественность служб, стройность пения, благовония ладана, красивые речи – все это бесполезно, тщетно, если это исходит от людей, не переживших чудесного обновления жизни.

Когда сами священнослужители не верят в рождение свыше через покаяние, тогда и прихожане не сокрушаются в своих грехах, свыкаются с греховной жизнью и не стремятся к внутреннему обновлению, тогда вся торжественность и благолепие богослужений – не что иное, как насмешка над душой, израненной грехом, не знающей самого главного – истинного пути к спасению.

Религиозные торжества, лишенные действия животворящего Духа Святого – кощунство! Они оскорбляют Бога и плодят безбожников.

– Вы меня спрашиваете, почему я оставил религию? – сказал мне однажды собеседник и тут же ответил – я утратил мою религиозность по вине самой же религии. Лицемеры есть, конечно, повсюду, но нигде их нет столько, сколько среди церковников.

И мой собеседник начал приводить вопиющие факты о делениях в церквах одной и той же деноминации, о борьбе за «престол» между религиозными лидерами, о священниках, для которых дороже шерсть, нежели овцы. О, сколько есть таких невозрожденных церковнослужите! Пророк Исайя называет их «князьями содомскими».

Люди, порицающие антирелигиозные действия атеистов, должны быть сами примером в любви друг ко другу, потому что Бог, которого они исповедуют, полон непримиримости ко греху, но милосерд и любвеобилен к грешнику, Бог мира и всепрощения.

«Беззаконие и празднование», – говорит Бог к Израилю. «Беззаконие и празднование», – говорит Бог к нам, к русским людям, чудом уцелевшим в великой и страшной войне. Мы достаточно религиозны, чтобы ненавидеть друг друга, но недостаточно религиозны, чтобы любить друг друга. Бог зовет людей очистить совесть в покаянии и быть христианами не на словах, а на деле, но этот небесный зов тонет в пучине человеческого эгоизма.

Бог не оставил нас в безнадежном положении. Дверь к Нему остается открытой. «Я есмь Дверь», – сказал Христос. Он – тот Путь, которым надлежит нам идти.

Как же нам стать на этот путь? С чего начинать? Что делать? Бог отвечает:

«Придите и рассудим. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю. Если захотите и послушаете, то будете вкушать блага земли. Если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят»
(Исаия 1:18–20).

Как мы счастливы жить в новозаветное время, время благодати Божией, когда Бог принимает кающихся и «кровь Иисуса Христа, Сына Божия, очищает нас от всякого греха» (1 Иоанна 1:7). Но Бог прощает и кровь Иисуса Христа очищает нас только тогда, когда мы возжаждем этого очищения и обновления жизни. Бог принимает, когда мы приходим к Нему с повинной головой и просим Его помиловать пас ради жертвенной крови Спасителя и Посредника нашего Иисуса Христа.

Другого пути нет и не будет.

Если в достижении духовных целей человек пользуется своими земными средствами, своими усилиями, напрасно ожидать успех. Как волк не может щипать травку и этим жить, так невозрожденный человек не может творить волю Божию. Для этого нужна сила Божия, нужна живая вера во Христа. Христос может и хочет видеть нас новой тварью.

Желающие оздоровления мира должны в первую очередь сами быть духовно здоровыми. Больной и духовно расслабленный может ли помочь такому же больному? Вот почему никакая атеистическая программа не может принести успехи и благословения людям, не может гарантировать мир. Это знают все христиане. Но все ли знают, что и слепая формальная религиозность также бессильна помочь человечеству. На ремне каждого немецкого солдата значилось: «Гот мит унс» (Бог с нами), но сколько преступлений перед человечеством совершил этот солдат, обманутый своими лидерами, С богом на ремне, но без Бога в сердце такой же толк, как с крестом на груди, но без креста в душе, без любви к Богу и к человеку.

Да, люди умеют кусать и даже грызть друг друга, а потом прятаться за Бога, прикрываться Его именем в осуществлении своих эгоистических намерений, но Бог поругаем не бывает. «Что посеет человек, то и пожнет». Если человек сеет плевелы – пшеница не вырастет. Израиль дорого платил и сегодня еще платит за свое богоотступничество. Германия тоже дорого заплатила за поругание Божьего закона о миротворчестве. Неужели мы, русские люди, будем повторять роковые ошибки истории. Неужели не хватит мужества сказать решительно: «Нет, я не пойду по следам Израиля!»

Что же будет, если «Новый Израиль» не пожелает внять Господнему зову? Ответ записал пророк Исайя на страницах Св. Писания:

«Если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас»
(Исаия 1:20).

Но есть еще и другое наказание Божие, как бы предшествующее первому, наказание за непослушание Его воле. Это не война, не эпидемия, не землетрясение, не вихри и смерчи. Это наказание Бог выразил через пророка Иеремию тремя словами, обращенными к Израилю: «Я покину вас» (Иеремия 23:33). Нет более жалкого состояния народа, как быть оставленным Богом.

Почему Израиль, получив свою самостоятельность, не имеет до сих пор ни мира, ни покоя? Кто повинен в этом? Только ли арабы? Повинен в этом Израиль, не принявший и не желающий принять своего Мессию. Что же нужно сегодня нам, новому Израилю?

Духовное пробуждение. А начинается оно просто, как это было несколько лет тому назад в одной церкви, проводившей трехнедельную программу духовного пробуждения. В газетах объявлялись захватывающие темы проповедей, рассылались приглашения, были призваны лучшие проповедники. Но три недели подходили к концу, и ни одна душа не обратилась к Господу. Казалось, что сердца людей стали каменными. Но в последний день, к концу пробудительного собрания, молодая сестра, работница швейной фабрики, попросила сказать слово. Она прочитала несколько стихов из 15 главы Евангелия Луки и на эту тему спела один гимн. Потом она обратилась к людям с сердечным призывом отдаться Господу и первой склонила колени. В ответ на ее призыв вышел мальчик, заливающийся слезами, а за ним к кафедре пошли десятки людей. Волна духовного пробуждения охватила весь зал. Люди примирялись друг с другом, обнимались, плакали.

Вот то, в чем мы нуждаемся, нуждается весь мир.

Станем же сегодня лицом к Богу. Пусть Он озарит наши сердца благодатными лучами мира, любви и небесной радости и понесем это сокровище тем, кто его не имеет. Не будем блуждать по следам Израиля, а пойдем по следам Христа. Они ведут к желанной цели – к миру, любви, взаимопониманию и, что дороже всего на свете, – к вечному спасению во Христе Иисусе.

Книга издана издательством
«Свет на востоке»

© 1961 - 2024

Мы в соцсетях: